Неудачники-мужчины вымещают зло на жёнах, делающих карьеру

   
   

ОФИЦИАЛЬНАЯ версия гласит: чехи - прекрасные семьянины. А как быть с данными соцопросов, которые твердят о том, что самая распространённая в стране разновидность насилия - это насилие в семье?

ПО СУТИ, это означает, что в Чехии более высока вероятность того, что вас изобьёт собственный муж, чем незнакомый злоумышленник на улице.

КАЖДЫЙ второй чех старше 15 лет слышал о случае насилия со стороны семейного партнёра в своём окружении, а четверть всех опрошенных сталкивалась с домашней тиранией лично - в качестве жертвы или свидетеля. Об этом говорят данные исследования, проведённого чешским агентством STEM по заказу гражданского объединения "Белый круг безопасности", которое пять лет назад объявило войну насилию в чешских семьях. Одно из последних достижений - принятие закона, который с начала следующего года улучшит положение жертв семейного террора. По новым правилам, полиция имеет право на 10 дней выставить тирана из квартиры, в которой он проживает вместе с угнетаемым членом семьи. Всё это время жертве будет оказываться психологическая и юридическая помощь. Кстати, в роли жертвы необязательно выступает женщина. 15 процентов телефонных звонков консультанты "Белого круга безопасности" принимают от мужчин.

Терпеть или уйти?

- КАК и в других странах ЕС, в Чехии имеет место "импорт" домашнего насилия, - рассказывает директор объединения Петра Витоушева. - Типичный пример - семья иностранцев, в которой муж держит в страхе жену и детей. В таком случае ситуация осложняется изоляцией жертв от общества: языковой барьер и незнание законов Чехии, а то и отсутствие документов, дающих право на легальное пребывание в стране, мешают им обратиться за помощью. Немало приходится сносить от своих чешских мужей и женщинам из стран Восточной Европы. Тридцатилетняя Анастасия познакомилась с чехом Йиржи по Интернету и, оставив свой бизнес в Нижнем Тагиле, перебралась к мужу в Чехию. Подучив язык, она начала рваться на работу, но в чешские фирмы её не брали, а "связываться с русскими мафиози" муж Насте не позволял. В итоге пробивная россиянка вынуждена была мириться с ролью домохозяйки. "Он постоянно напоминал, что вытащил меня из нищей России и я ему по гроб жизни обязана. Без конца заводил разговоры об оккупации Чехословакии в 1968 году. Так грубо вёл себя с моими немногочисленными подругами, что со мной все прекратили общаться", - рассказывает Анастасия о своём неудачном и, к счастью, коротком замужестве. Некоторое время она всё это терпела, но когда муж начал поднимать на неё руку, собрала вещи и ушла из дома. "Я боялась, что в случае развода лишусь постоянного вида на жительство, потому что в Чехии мне нравилось, но терпеть такие издевательства не было больше сил".

На грубость нарываешься...

СЕЙЧАС у Анастасии нет ПМЖ и мужа, зато есть собственная фирма в Праге и независимость. Что, впрочем, совсем не означает, что она застрахована от встречи с очередным тираном.

- Мы привыкли думать, что жертвы домашнего насилия - это прежде всего тихони-домоседки. Но исследования доказывают, что это не так. К чешской специфике относится так называемый синдром "успешной женщины, подвергающейся насилию". Женщина поднимается по карьерной лестнице - в то время как её партнёр терпит на рынке труда полное фиаско. И тогда агрессия мужчины выплёскивается на более успешную подругу", - рассказывает Людмила Чирткова, принимающая звонки на горячую линию "Белого круга безопасности".

Бывают трагикомические случаи: одной женщине муж снимал колёса с машины, чтобы она не могла добраться до работы, отключал с утра воду и газ, чтобы не дать ей привести себя в порядок. Как правило, бизнес-леди тщательно скрывают свои проблемы. "Определить, что женщина подвергается домашнему насилию, очень трудно. Мы привыкли думать, что у жертвы её страдания написаны на лице. Но это - заблуждение", - говорит Людмила Чирткова.

Смотрите также: