Примерное время чтения: 7 минут
114

БЬЕТ-НЕ ЗНАЧИТ ЛЮБИТ (25.01.2000)

История первая. Инга М. была хороша собой до необычайности. Кому-то даже напоминала Памелу Андерсон, а кому-то - куколку Барби. Сексапильность удачно сочеталась с высоким интеллектом: Инга была одной из первых студенток престижного вуза. Мужчины влюблялись и чуть ли не умирали с первого взгляда. Однако очарование длилось недолго. И даже самые пылко влюбленные кавалеры вскоре бесследно растворялись в туманной дали.

Секрет в том, что Инга в глубине души всегда очень боялась, что ее бросят, что не возьмут замуж и что она останется одинокой. Страх и неуверенность в завтрашнем дне с сегодняшним мужчиной прорывались во взгляде, в словах и в поступках. И против всех разумных сроков и приличий она "с порога" начинала бредить загсом.

Однако каждый человек, каким бы он ни был, в принципе может рассчитывать на подходящую половинку. Ингина половинка прибыла из-за границы в качестве весьма солидного и уважаемого европейца. Их познакомили близкие друзья. Господин был вполне благонадежен. Причем при внешней мужественности он был по характеру очень мягкий и деликатный, что особенно подкупало. Все разрешилось, казалось бы, удачно. Инга вышла замуж и уехала в Европу навсегда. Однако ее специфическая особенность в замужнем положении проявилась довольно серьезно. В первые же годы Инга родила троих детей, чтобы привязать мужа покрепче. А муж, пообвыкшись, стал регулярно устраивать скандалы и Ингу избивать. И теперь она не знает, что делать. В случае развода муж грозится не отдать ей детей. А даже если и отдаст, как ей быть с ними в чужой стране, без работы?.. А уж на родину возвращаться в таком семейном составе и вовсе не сладко. И Инга терпит побои и унижения. В любой момент муж-здоровяк может не рассчитать свои силы, и дело кончится настоящей трагедией.

История вторая. Преуспевающая бизнес-вумен Светлана Александровна Д., руководитель крупной коммерческой фирмы, очень переживала крах карьеры своего мужа. Муж стал безработным. Спустя некоторое время ей все-таки удалось убедить его пойти работать в ее фирму на весьма неплохую должность. И в материальном, и в социальном смысле муж явно продвинулся по сравнению со своей прежней работой, однако... Регулярно, возвращаясь домой, он стал Светлану Александровну избивать. И не просто поколачивать, а наносить серьезные увечья, из-за которых она не единожды лежала в больнице. В частности со сломанной рукой и сотрясением мозга. Несмотря на весь ужас положения, женщина терпит и не хочет ничего менять в своей семейной жизни. Единственное, чего она всерьез опасается, как бы не узнали правды соседи и сослуживцы...

"Прости меня, что есть я у тебя"

Женщин, которых избивают их собственные мужья, по России наберется около 400 тысяч за год (как вы понимаете, учитываются только те, кто обращался за медицинской помощью). Причем некоторые это не просто терпят, а сами просят прощения у распоясавшихся мужей. Так, по их собственным признаниям, своим примером они в течение многих лет стремятся привить мужьям недостающую культуру (!). И ведь эти женщины отнюдь не являются мазохистками, то есть не получают от боли ни малейшего удовольствия, а, наоборот, страдают. Они отнюдь не "больны на голову". В других сферах жизни, как мы видели выше, они не только вполне адекватны, но порой и очень успешны.

Между тем статистика неумолима. Достаточно часто домашнее насилие заканчивается убийством. В нашей стране мужья убивают 12-14 тысяч жен в год. Жены убивают за год три тысячи мужей.

Когда убивает ласковое слово?

Общество спохватилось, и один за другим стали открываться психологические центры. Я получила разрешение принять участие в групповом занятии для тех, кто пережил разные формы насилия, в московском центре психологической помощи женщинам "Ярославна".

...Присутствующие женщины, сидевшие кружком, внешне казались вполне благополучными. Во всяком случае явных синяков или забитого выражения глаз не наблюдалось. Я с волнением все время ждала ответственного момента, когда ведущая Альбина Пашина спросит, что же привело сюда меня. И легенду про бьющего меня мужа на всякий случай вызубрила наизусть. Но ох как не хотелось грешить на него даже ради дела. Впрочем, никто ни о чем таком меня на первом занятии не спросил. Принцип добровольности здесь главный: хочешь поделиться бедой - пожалуйста, не хочешь - никто не настаивает. Человек к следующим занятиям "дозреет" сам.

Побывав на занятии группы, я узнала о домашнем насилии много нового. Оказывается, психологи считают насилием не только мордобой или изнасилование. Насилие бывает психологическим. Когда муж бьет жену словом: изводит придирками, угрожает, оскорбляет (даже если вполне ласково именует "дурой") и т. д. Психологическое насилие чаще всего приводит женщин к суицидальным мыслям и к попыткам самоубийства.

Насилие бывает экономическим. Когда муж крайне ограниченно финансирует семью, ведет жесточайший контроль трат, манипулирует поведением жены с помощью лишения ее денег, уходит от алиментов. Кстати, после августовского кризиса количество звонков по телефону доверия в центр "Ярославна" с жалобами на экономическое насилие подскочило вдвое.

Все формы домашнего насилия чаще направлены против того, кто морально или физически слабее. По исследованиям специалистов, в первую очередь страдают женщины. Во вторую очередь - дети.

Причина - желание властвовать и желание контролировать. Если человеку не удается взять под контроль непосредственно окружающий его мир (например, он чувствует себя ничтожеством на работе, не является авторитетом для друзей, не добился заветной цели в жизни и т. д.), ему ничего не остается, как самоутвердиться за счет слабого и доступного объекта. Жена подходит для этого дела как нельзя лучше. И если муж жену избивает и насилует, то вовсе не о вожделении там идет речь.

А как же, вы спросите, быть с мазохистками? Им же жестокое обращение нравится, они-то принимают его добровольно? Это их личное дело. Они не жертвы. Также проблема домашнего насилия решена у супружеской пары, где оба партнера в равной степени любят, скажем, покидаться сковородками. Это способно стать хорошей психологической разрядкой (если без увечий), но - внимание - только при отсутствии детей. Иначе их светлое будущее будет под вопросом. 75% убийц признаются, что выросли в семьях, где совершалось насилие.

Палка в законе

Средневековые законы разрешали мужу бить жену палкой не толще пальца. Это было настолько нормально, что жены, которых почему-то не били, очень огорчались, подозревая неполадки в семейной жизни. Антигуманные законы канули в Лету, а небезызвестный постулат "Бьет - значит любит" благополучно дожил до наших дней. И он имеет под собой вполне реальную почву. Многие жертвы домашнего насилия не расходятся с мужем-обидчиком, так как, во-первых, каждый раз надеются, что насилие больше не повторится, а во-вторых, после насилия наступает нечто вроде медового месяца. Распустивший руки муж чувствует себя виноватым, просит прощения, покупает подарки и ведет себя как ангел. Ради этих счастливых минут жена и терпит побои. Только вот спустя некоторое время муж опять "звереет", а жена снова ходит в синяках. И чем дальше, тем семейная идиллия все короче, а насилие все жестче. Потому что с каждым скандалом и дракой для выброса адреналина мужу хочется чего-то пострашнее.

В следующем номере мы расскажем о конкретных психологических упражнениях, с помощью которых жертва любого домашнего насилия сможет с успехом ему противостоять.

Продолжение следует...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно