"Грязные рисунки", ставшие шедевром

   
   

Лейбл "Том оф Финланд" давно является одной из самых знаменитых марок мирового искусства. Альбомы с работами выдающегося финского художника, настоящее имя которого Тоуко (от финского "toukokuu" - "май"), несмотря на огромные тиражи, являются подлинной библиографической редкостью. Однако о самом художнике известно до обидного мало. Авторы сайта "www. gay. ru" решили восполнить этот пробел.

Нирвана с парнями в форме

ТОУКО родился 8 мая 1920 года на южном побережье Финляндии. Его родители были школьными учителями и воспитывали мальчика в атмосфере живописи, литературы и музыки. Он был, несомненно, одарен и уже к пяти годам играл на пианино и рисовал комиксы. Ему нравились и живопись, и литература, и музыка. Но ему нравились и те, кто жил рядом. Тогда же, в пять лет, он начал наблюдать за своим соседом, мускулистым, кряжистым фермерским пареньком по имени Урхо, что значит "герой".

В 1939 году Тоуко поступил в художественное училище в Хельсинки для изучения рекламы. Его восторженному взору представали те, кого можно встретить в крупном портовом городе, - строители, моряки, полицейские, - но он не решался приблизиться к ним. Только когда Сталин начал вторжение в Финляндию и Том облачился в форму лейтенанта, он нашел нирвану в черных провалах Второй мировой. Наконец на улицах затемненного города он получил секс с парнями в форме, о которых грезил, особенно когда пришли немецкие солдаты в их потрясающих воображение сапогах.

Конец секса в потемках

ПОСЛЕ войны Тоуко продолжил занятия живописью, а также начал брать уроки игры на фортепиано в знаменитом Институте Сибелиуса. Мир положил конец сексу в потемках, да и униформа стала встречаться реже, и Тоуко пришлось вернуться к подростковым развлечениям: он запирался в своей комнате, раздевался донага, одной рукой возбуждал себя, а другой рисовал то, что редко мог увидеть на улицах.

Днем он выполнял разовые заказы. По вечерам играл на пианино на вечеринках и в кафе, становясь популярным представителем хельсинкской послевоенной богемы. Много путешествовал, быстро осваиваясь в местах, популярных среди геев, во всех крупных городах. В 1953 году повстречал Вели - парня, с которым прожил следующие 28 лет. Через три года, по настоянию друга, Том отослал свои секретные работы в популярный американский журнал, однако, будучи осторожным в те параноидальные времена, да и полагая, что любой американец сломает язык, произнося "Тоуко Лааксонен", подписался "Том".

Редактору рисунки очень понравились, и на обложке весеннего номера "Physique Pictorial" за 1957 год появился смеющийся дровосек, нарисованный "Томом из Финляндии". Это была сенсация. Тоуко стал Томом. Но только в 1973 году Том Финляндский стал зарабатывать достаточно денег, чтобы Тоуко Лааксонен смог бросить свою дневную работу оформителя.

Сила гомоэротизма

КАК только он смог заниматься своими рисунками весь день, Том добавил к фотографической точности деталям свои бурные сексуальные фантазии, в результате чего появилось огромное количество работ, которые, видимо, никогда не будут превзойдены по одной только силе гомоэротизма.

В 1973 году состоялась первая выставка рисунков Тома, прошедшая в Германии, в Гамбурге, но это был настолько неудачный опыт (все рисунки, кроме одного, были похищены), что следующую выставку он согласился провести лишь в 1978 году, в Лос-Анджелесе. Тогда он первый раз побывал в Америке. За следующие два года серия выставок в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и Нью-Йорке, а также соответствующая серия поездок в Америку превратили застенчивого хельсинкского художника в международную знаменитость. А Том наконец обрел финансовую стабильность.

В 1981 году Вели, любовник Тома, умер от рака горла. А в 1988 году уже Тому был поставлен диагноз "эмфизема", ему пришлось прекратить столь любимые им путешествия, но он продолжал рисовать. Когда от болезни и лекарств его руки стали трястись так сильно, что он не мог продолжать рисовать детали с той точностью, за которую он стал знаменитым, Том вернулся к полюбившейся ему в детстве пастели, продолжая рисовать серию красочных ню практически до самого 7 ноября 1991 года, когда он умер от удара, вызванного эмфиземой.

Несмотря на его собственный термин, работы Тома стоит рассматривать как нечто большее, чем просто "грязные рисунки", и признать их роль в формировании имиджа современного мира геев. Когда его спрашивали, не смущает ли его, что все его работы изображают мужчин, занимающихся сексом, он подчеркнуто не соглашался: "Изображая мужчин, я старался изобразить гордых мужчин, получающих удовольствие от секса!"

Смотрите также: