Сергей Бодров: Меня ломает быть практичным

   
   

Еду я себе на интервью к нашему Брату Сергею Бодрову (младшему, естественно), и на Новом Арбате мне под машину смело бросаются две девушки. Присмотрелась: ан, это Невеста Брата Ирина Салтыкова с дочерью. Ну, думаю, добрый знак. В смысле, добрый, потому что не задавила. Правда, в новом фильме, который Бодров сам снял и сам написал сценарий, Невесты нет. Зато там есть две Сестры.

ДЕТИ БРАТА

Фильм: "Сестры"

Режиссер: С. Бодров - мл.

Звезды: К. Пирогов, А. Баширов, С. Бодров.

Музыка: "Агата Кристи", "Кино" и др.

Jна старшая - 13-летняя барышня, слишком рано постигшая жестокие реалии бытия, забытая своей матерью и отлично стреляющая из винтовки. Она младшая - дочь бандита. Света (Оксана Акиньшина) танцует индийские танцы и слушает Цоя, а когда подрастет, будет служить по контракту в Чечне. Дина (Катя Горина) поет про батяню комбата и мечтает стать актрисой. Они сестры. И это важно. Не менее важно, чем то, что отец Дины вовсе не чечен. (Однако этнология не освобождает его от попадания на $2 млн.)

Вы думали, такого не бывает? Вы ошибались, потому что бывает все! Самоотверженные милиционеры? Не вопрос. Благородные цыгане? Нате. Великодушные алкоголики? Пожалуйста. Бывает даже так, что двум несовершеннолетним гражданкам удается скрыться от достаточно расторопно работающих хладнокровных братков и победить. Но, смею предположить, рождение такого сюжета возможно лишь только в голове не братка, но истинного Брата. Почему? Да потому, что пьяный татарин Сейфуллин (Баширов) и провинциальный мент Палыч (Орлов) с криками "Аллах акбар!" один за другим кладут свои жизни в борьбе за сестренок. Потому, что в незатейливой тринадцатилетней девочке в экстремальной ситуации рождается не трепет и отчаяние, но решительный, расчетливый стратег. И, конечно же, потому что опять и снова сюжетную линию поддерживают чисто реальные пацаны. Добрые и злые, хорошие и плохие, умные и глупые - всякие. Единственное "НО" - ужасно приевшиеся! А впрочем, это "НО" не мешает герою Бодрова собрать дружное "о-о-о-о!" со зрительного зала. Не мешает в задумчивости покивать головой, когда родственники девочек отказываются их приютить. Не мешает слушать вызывающих ностальгию Цоя и "Агату" и надеяться, что, несмотря на то что Дина с родителями уезжает в Швейцарию, они со Светой еще встретятся. Верить, зная, что это не так.

НЕ СТРЕЛЯЙТЕ В РЕЖИССЕРА!

- Сергей, знания о том, как снимается кино на Западе, я почерпнула из книги Андрея Кончаловского "Низкие истины". По-моему, более бесправной фигуры, чем режиссер, просто не существует...

- Да, в Голливуде это обычная практика. У режиссера в контракте стоит пункт о том, что его могут просто заменить. Актера менять бессмысленно - слишком дорого.

- Поэтому ты сам и написал сценарий, чтобы ни с кем не входить в противоречие?

- Да нет, если бы мне принесли его готовым, если бы он пришелся мне по душе, взялся бы за него, не колеблясь. Но мне хотелось снять то, что могу изложить только я сам. А потом весь мир так работает: есть начальники, есть подчиненные. Я в этом смысле урод: ведь и раньше работал, но не задерживался там, где отношения строились именно по такой прямолинейной схеме. Что же касается диктата продюсеров, то это справедливо только применительно к Америке. В Европе и у нас все происходит по-другому. Продюсеры стараются нам верить. Конфликты бывают, но все сходится на том, что режиссер лучше знает, что надо, - он видит картину в целом.

- Что ты будешь делать теперь, когда "Сестры" вышли в прокат, картина закончена?

- Мне много чем хотелось бы заняться. Сейчас я понимаю, что кино - да, это будет мне интересно еще долго. Что-то сделать на ТВ? Почему нет? Просто еще об этом не думал. В любом случае, это будет то, что я еще никогда не делал, чего еще не было.

- Это как-то общо. Ну что, это будет ток-шоу "Как стать настоящей женщиной" или передача о животных?

- Нет-нет, конечно, нет. Хотя я не делю жанры на высокие и низкие. Главное, чтобы это было интересно мне самому. Про животных тоже можно очень интересную передачу снять.

- Почему ты ушел из "Взгляда"?

- То, что я ни с кем не ссорился и не ругался - это точно. А вот причину, по которой я ушел, сформулировать даже для себя точно не могу. Просто я понял: это не то, хочется другого, большего. Я ушел в никуда. Сел дома, писал сценарий - не этот, другой, он еще не дописан. И хорошо, потому что, если бы я ушел "куда", это выглядело бы совсем иначе.

- Знаешь, впечатление было такое, что во "Взгляд" тебя просто выбрали как некого "идеального представителя молодежи". Умный, положительный, кандидатскую защитил, правильные вещи говорит...

- Я, наверное, сам виноват в том, что это было не так, как надо, не так, как хотелось бы. Вероятно, можно было бы сделать все по-другому, но я не делал. Вопрос - почему? В принципе, я ни секунды не сомневался в правильности всего, что там говорилось. Другое дело, как это должно было говориться? Это самое сложное. По крайней мере, я не произносил там ничего, во что бы сам не верил. Но хорошего в результате оказалось больше. Характеры, сюжеты, персонажи, которые не стали эфирным результатом, - они все остались. Я бы, может, и кино про девочек не стал снимать, если бы не встречался с беспризорниками в Питере или с мальчиком из Калуги, который просил у Деда Мороза трубу для младшего брата. Ну и люди, с которыми я работал, - у меня до сих пор там друзья. Существует закон сохранения энергии: ничто не исчезает бесследно и ничто не берется из ниоткуда. Но понять, насколько велики потери и приобретения, можно лишь спустя время.

ПРОСВЕТЛЕНИЯ НЕ БУДЕТ?

- Насколько ты как художник, как творец оторван от окружающего мира?

- Да, я стал гораздо скучнее, сам это замечаю. Но я не считаю себя одним из гениев в треснувших очках, которые, кстати, тоже очень симпатичны. Мне, может быть, хотелось бы достичь такого просветления, чтобы обо всем забыть, но не очень получается. Хочется и на нормальной машине ездить, и все остальное. Но мне ни разу не удавалось сделать то, что в чистом виде вело бы к материальным благам. Есть же разные идеи, проекты. И ты думаешь: дай займусь. Неинтересно, зато денег много. И вот это "зато" становится таким тяжелым грузом, безумно скучной обязанностью, вызывает дикий внутренний протест. Может, это из-за лени происходит, не знаю. Хотя можно попробовать и уговорить себя, что работа не такая уж и занудная, а еще и деньги!.. Но как только весы начинают ходить туда-сюда, по мне, лучше плюнуть и сразу все бросить, чтоб оно отвращения не вызывало. Можно было бы мне быть и попрактичнее, но меня ломает. Не получается и рыбку съесть, и на лодке покататься.

- А если попытаться отложить жизнь? Сейчас заработать деньги, а потом отдыхать весь остаток жизни в Майами?

- Процент сбывшихся надежд очень уж невелик. Да, есть такие люди. Но когда к концу жизни человек все-таки выстраивает этот дом, то непонятно, что ему в нем делать. Процесс важнее результата. Расскажу такую историю: я ездил на Дон на рыбалку в маленький хутор, где живут одни рыбаки. Они выслеживают сомов. Они там огромные, трехметровые. И вот один из рыбаков, дядя Петя, выслеживал сома несколько лет: знал, под какой корягой он спит, где кормится, все. В общем, "Старик и море" отдыхают. И вот, когда однажды зимой он его все-таки поймал, рыбаки выволокли рыбу на берег, стали полукругом вокруг дяди Пети, тот сидел на земле рядом с сомом и плакал. И все знали причину этих слез: все закончилось. А на следующий год он погиб: ловил с маленьким сыном очередного сома, наматывал леску на руку и, видимо, не успел вовремя скинуть, рыба дернула и они перевернулись вместе с лодкой...

между делом

Найти исполнительниц главных ролей авторам "Сестёр" оказалось непросто. По радио дали объявление, и желающих оказалось столь много, что перед "Ленфильмом" выстраивалась очередь. Ежедневно просматривали по 300 девочек. Как это часто бывает, Оксана Акиньшина и Катя Горина фаворитками отнюдь не выглядели. Оксана пришла за компанию с подругой, а Катю с большим трудом удалось разыскать снова. Придя на пробы, она уселась перед камерой, закинула ногу на ногу и бодро сообщила, что зовут ее Ритой, живет она в большом загородном доме и у них 15 собак. Вдобавок телефон оставила неправильный. Когда же ее потом нашли, оказалось, что живет Катя в коммуналке и о собаке пока лишь мечтает.

Сыграли девчонки отлично, и не исключено, что их имена мы еще встретим в титрах будущих блокбастеров.

Оксана Акиньшина - 13 лет. Учится в модельном агентстве. Любимый актер - не Ди Каприо. Раньше любимым фильмом была "Красотка", теперь советские комедии. Читает детективы.

Катя Горина - 8 лет. Родители назвали Катей, но сама предпочитает называть себя Ритой. Любимые исполнители - Децл и Мадонна. Любимые фильмы - "Полтергейст" и "Призрак". Актриса - Джулия Ормонд. В свободное время пишет романы. Про собак.

Смотрите также: