Ольга Будина вовсе не похожа на Амели, героиню знаменитого французского фильма. Не похожа внешне. Но по сути - очень. Такая же "чудачка", с богатым воображением, неиcчерпаемой фантазией и... гипертрофированным чувством ответственности. Однажды, будучи еще в пионерском возрасте, она написала письмо в Америку: "Уважаемый господин Рейган! Не сбрасывайте бомбы на Москву. Может погибнуть планета!" Ей казалось, что глобальные события в мире зависят от ее действий. Амели тоже думала, что способна предотвратить взрыв в какой-нибудь далекой стране. Амели совершала необычные поступки, улучшающие жизнь других. Она играла разные роли. Но всегда - только хорошие.
У Ольги Будиной тоже много ролей. И в кино, и в жизни.
Ольга-актриса
КОГДА Ольга была ребенком, никто и не предполагал, что она станет актрисой и уже к 25 годам сыграет главные роли в нескольких сильнейших киноработах у именитых режиссеров ("Романовы - венценосная семья", "Дневник его жены", "Граница. Таежный роман", "Идиот"), что будет удостоена крупных кинопремий ("Ника" и "ТЭФИ" ), что картины с ее участием будут дважды номинироваться на "Оскар", что из рук президента она получит госпремию, что о ней узнает вся Россия и заговорит Запад и что ее пригласят сниматься в Голливуд...
Еще учась в "Щуке", Ольга поняла, что ее "роман" с театром не сложится. Так что - кино и только кино. Пусть даже ради него придется чем-то жертвовать. Например, однажды парикмахеры химией сожгли ее длинные волосы - их пришлось остричь. Коротко. А потом - лечить. Ольга же ничуть не расстроилась. Ведь эта потеря - вовсе не потеря. Это новые, предлагаемые жизнью обстоятельства. И не стоит переживать из-за такого, по сравнению с мировыми катаклизмами, пустяка.
Последний крупный проект, в котором снялась Ольга, - сериал "Московская сага".
Ольга-философ
КТО-ТО скажет: ей просто везет. "Эффект счастливчика". Конечно, везет. Но при этом Ольге дано знать секреты некоего универсального механизма жизни. Знать его основы, а остальное постигать в течение жизни, не упуская ни одной мелочи. Ибо мелочей не бывает... Есть люди, которые сразу рождаются взрослыми и мудрыми. Им дано знать нечто такое, что от большинства скрыто. То есть жить так, когда все то, о чем мечтается, почти немедленно сбывается. Ольга Будина, кажется, - одна из избранных, кому это было дано с малых лет.
Так что же это за загадочный механизм? Ольга, улыбаясь, кратко и кротко (ну точно как Амели) говорит: "Надо всегда думать только о хорошем..." Кажется, так просто. Но лишь единицы не только понимают смысл этих слов, но и следуют им.
В жизни так бывает, что истины постигаются лишь после испытаний. Поймет что-то человек - выйдет из драматичной ситуации победителем. Просветленным победителем. Не поймет - дальше по кривой.
В детстве Ольга серьезно заболела. Много месяцев она находилась в тяжелом состоянии. Больница, дом и вновь - по кругу. Может, потому, что Оля, даже будучи маленькой девочкой, всегда ощущала себя взрослой, она уже тогда задумалась о том, что испытания посылаются неспроста. И что с ними можно справиться, если заглянуть в себя, а потом оглянуться вокруг. Она тогда... подружилась с болью и стала уговаривать ее отступить. И получилось. Ольга считает, что, если бы не это испытание, она бы сейчас была другим человеком.
Ольга-фаталистка
"МЕНЯ словно что-то ведет по жизни", - говорит она. Все, что с ней случается, происходит само собой. Стоит Ольге о чем-нибудь подумать, как оно тут же сбывается. Поддаться потоку жизни и не дергаться "вправо-влево", "вперед-назад" - высший пилотаж внутреннего равновесия. Кому удалось достичь такой гармонии - тот действительно счастливчик. "Если я вдруг начинала предпринимать какие-то резкие шаги, никогда ничего не выходило", - рассказывает Ольга. Поэтому с некоторых пор она отдала себя в руки судьбе, решив раз и навсегда: быть фаталисткой мудрее и... выгоднее.
Ольга-затворница
МОЛОДЫЕ и красивые актрисы обычно любят появляться на светских тусовках и презентациях. Ольга - нет. Она и не скрывает это, говоря: "Я затворница. Люблю заниматься только тем, что мне интересно". Праздно проводить время, болтая за бокалом шампанского ни о чем, - не для нее.
Сначала говорили, что она просто такая, ну, что ли, диковатая. Потом - что специально напускает на себя ореол таинственности. А ей, собственно, некогда было тусоваться - успеть бы сделать все дела. Интересные дела. Особенно она любит читать. У нее дома собрана солидная библиотека.
Ольга-дизайнер
"САМОЕ главное - научиться относиться ко всему легко и с юмором", - считает Ольга. Она иронизирует над собой, даже когда выдумывает себе наряды. Уже много лет это одно из ее самых страстных увлечений. "Ночь могу не спать, придумывая себе что-то новенькое", - признается она. Московская тусовка долго не могла привыкнуть к ее шокирующим на первый взгляд туалетам. Странные юбки-колокольчики, оборки, рюши, штаны-шаровары в восточном стиле, туфельки, сумочки... Многие не понимали, что таким образом Ольга восстает против набивших оскомину именитых этикеток, одеваясь не как большинство и посмеиваясь над ними. И в первую очередь - над собой! "Люди слишком серьезно к себе относятся", - считает актриса. Ольга крайне редко покупает что-либо из одежды в магазинах. В основном - шьет.
Кстати, одеваться у личного портного, да еще и по собственным эскизам, - в высшем обществе во все времена считалось шиком, это правило хорошего тона и признак индивидуальности.
Ольга-композитор
В ШКОЛЬНОМ возрасте Ольга окончила музыкальную школу по классу аккордеона, обожала петь. И даже хотела поступить в Гнесинку.
Несмотря на иной выбор профессии, любовь к музыке не пропала. Поэтому однажды Ольга стала писать музыку. Друзья услышали и сказали, что ее музыка очень подходит для кино. Она мелодична. Тогда появилась идея записать свой диск. В студии, с оркестром. Возможно, этот проект еще впереди.
Ольга - оператор и режиссер
ОДНАЖДЫ в Норвегии, катаясь на собачьих упряжках, Ольга стала снимать на видеокамеру запряженных собак, несущихся с невероятной скоростью. Получился небольшой документальный фильм. Всего же в ее коллекции более десятка разного документального кино, снятого Ольгой лично. Например, будучи в составе большого жюри 25-го СКМФ, она сделала попытку снять документальное кино, в качестве рабочего материала взяв интервью у VIP-гостей фестиваля: Питера Гринуэя, Стивена Сигала, Джины Лоллобриджиды и др.
Просто Ольга
ПОКАЖИТЕ ту женщину, которая хотя бы раз в жизни не сидела на какой-нибудь мудреной диете. Таких просто нет. Или совсем немного. Ольге в один прекрасный день тоже вздумалось испробовать на себе новомодный способ похудеть - диету по группе крови. Исключила из рациона по совету доктора "ненужные" для себя продукты, долго привыкала, на съемках в других городах старалась блюсти рацион. Наконец привыкла и... бросила. Просто надоело, как любому нормальному человеку, покупать и есть одно и то же.
Тем более она так любит спагетти со сливочным соусом и пирожные...
Однажды, в пору одного красивого романа, актрису Будину пригласили в Голливуд сняться в главной роли в фильме о русской авантюристке. Представьте себе, совершенно конкретное предложение, от которого невозможно отказаться! Но актриса Будина отказалась. Почему? Она любила. Мужчину, который, узнав о Голливуде, спросил: "А как же я и наша любовь? Останься!" Ольга осталась.
И ни разу об этом не пожалела. Хоть и растаял тот роман впоследствии, как дым. Но в тот момент она иначе поступить не могла.
Она не любит мужчин, которые: не щедры; не великодушны; слабы духом; не умеют посмеяться над собой; относятся к женщинам снисходительно. Никогда бы не вышла замуж за актера.
Она боится: огромного открытого пространства, темноты, высоты.
Обожает: вкусно поесть, спать, читать, сочинять...
Ольга-сказочница
НАЧИТАВШИСЬ когда-то давно книг Баха и Гессе, Ольга однажды решила сама написать философскую сказку. Получилось сразу несколько...
Ольга - жена и мама
КОГДА-ТО Ольга сказала: "Однажды я встречу своего рыцаря, ради которого смогу изменить жизнь и, возможно, даже оставить карьеру актрисы". И действительно, однажды в нужное время в нужном месте появился рыцарь по имени Александр Наумов. За него она вышла замуж. А полтора месяца назад родила сына Наума. Получился Наум Наумов.
Подробно о своей личной жизни Ольга не рассказывает. Пока лишь известно, что Александр Наумов занимается бизнесом. Супруги живут на подмосковной даче, где, разумеется, больше свежего воздуха, чем в городе.
Нашему журналу Ольга дала одно из первых интервью после рождения малыша.
- Ольга, вы никому не говорили о своей беременности, а потом появились "сенсационные" обложки журналов...
- Я поняла ваш вопрос. Вначале мы с мужем хотели как-то ответить этим изданиям, но потом решили, что не хотим этого делать. Потому что еще больше привлечем к себе внимание. Но что было после того, как я родила! Папарацци пришли ко мне в роддом, это был кошмар. Они налетели на меня в коридоре, стали нагло щелкать камерами... Будто я неживой предмет... Для меня это был шок. Совсем недавно по ТВ шла передача "Человек и закон" - о вмешательстве в личную жизнь, в частности об Алине Кабаевой. Мы с мужем многозначительно переглянулись, потому что эта тема для нас очень близка. К нам тоже, можно сказать, вторглись. Теперь вся страна знает, как я рожала. Причем все извращено. Я поняла, что у нас невозможно защититься... Тебя могут обругать, рассказать про тебя кучу легенд, и ты ничего не можешь сделать. Остается только не обращать внимания. Но когда совершенно незнакомые люди после прочтения газетно-журнальной лжи задают мне вопросы личного характера - это ужасно неприятно.
- Но, с другой стороны, перегибы в данном случае неизбежны - вы же человек публичный...
- Может, я старомодна в чем-то, но считаю верхом неприличия вторжение в частную жизнь. И то, что этими неприличными вещами занимаются многие журналы и газеты, очень печально. Может быть, потому, что я сейчас стала мамой, часто думаю: вот мы детей учим - что хорошо, что плохо, как можно поступать, а как нельзя. Но на самом деле все родительское воспитание может вылететь в трубу. Потому что я буду говорить: это плохо, а ребенок мне скажет: "Ну как же, мама, а про это ведь пишут, это обсуждают!"
- Как вам кажется, какой у вашего малыша характер?
- Я с каждым днем люблю его все больше и больше. И жалею только об одном: что не могу запечатлеть КАЖДУЮ минуту его жизни. Больше того, мне хочется снимать на камеру каждую секунду его жизни: как он улыбается, поднимает ручки, бьет ножками... Я испытываю такой восторг от всего этого! Мне хочется, чтобы Наум сам когда-нибудь это увидел... Хочется сказать: остановись, мгновенье, ты прекрасно! Я понимаю, что, наверное, каждая мать так думает. Конечно, хочется, чтобы он поскорее рос, начал ходить, разговаривать, но хочется, чтобы и это младенчество подольше длилось... Маленькие дети очень меняются. Я смотрю: он уже не такой, как раньше. Я про него могу только одно сказать: чистейшей прелести чистейший образец! (Смеется.)
- Как вы будете его воспитывать?
- Появление на свет ребенка - это гораздо больше, чем мы можем себе представить. Человеческий разум до конца не может осознать, как это из ничего возникает такое прекрасное существо. Помню, я думала: когда увижу малыша, Наум он будет или не Наум? (Имя мы придумали заранее.) И я сразу поняла, что это Наум. Потом, я помню каждую черточку его личика сразу после рождения. Смотрела: ага, это от папы, это от бабушки, это - от дедушки. Когда же в итоге мы его всего "разобрали", то поняли, что на самом деле он ни на кого не похож, он похож сам на себя.
Наблюдение за ребенком дает гораздо больше, чем мы можем себе представить. У нас есть очень много клише: как нужно воспитывать ребенка, развивать. Наверное, это все нужно знать. Но мне кажется, что самое главное - не загонять ребенка в общепринятые рамки. Он рождается, у него свой характер, который нужно почувствовать. Это настолько совершенная вселенная - каждый ребенок... Родители, которые пытаются повесить какую-то желто-оранжевую игрушку и заставить ребенка играть в нее, мне представляются просто полнейшими глупцами. Уже два месяца мне дают кучу советов: нужно сделать то, это... А на самом деле ребенок меня учит гораздо больше, чем я его. И это правильно. Я сейчас, мне кажется, не должна его учить ничему. Потому что он сейчас гораздо мудрее меня и ближе к природе, к естеству... Дети не живут прошлым и будущим, они живут настоящим. А как часто мы в своей жизни предаемся либо воспоминаниям, либо мечтам и забываем о том, что живем сегодня. Если брать пример с детей, ты будешь жить намного гармоничнее, ты будешь жить настоящим моментом. И радоваться, и проживать его полной жизнью. Это - один из уроков, который я усвоила, наблюдая за Наумом. Маленькие дети своей беспомощностью, своим очарованием "размягчают" человеческие сердца. Я это ощущаю на себе... Думаю: если женщина ради карьеры лишила себя материнства, то, конечно, она глубоко не права.
- Ваша мама вам помогает?
- Моя мама, по-моему, теперь самый счастливый человек на свете. Она говорит: "Слава богу! А то у всех есть внуки, а у меня так долго не было!"
- Когда приступите к работе?
- Совершенно точно в течение года я работать не буду. Если человек в среднем живет 70 лет, один-то год своей жизни он может полностью посвятить ребенку.
О "Московской саге"
- ОЛЬГА, вы сказали, что после роли Аглаи в "Идиоте" полгода не могли прийти в себя. Помешала вам Аглая, когда работали над ролью Нины Градовой в "Московской саге"?
- Ничего общего в этих героинях нет. У них совершенно разные характеры. Я очень боялась, как бы меня Аглая не сбила. И этого не произошло. События, через которые проходит моя героиня Нина Градова, значительны в ее жизни, а следовательно, и в моей, как актрисы, которая играет это. Предлагаемые обстоятельства, в которых она находится, настолько мощные психологически, что, конечно, все переживания Аглаи по поводу любви или нелюбви князя Мышкина остались в прошлом. Когда я прочитала роман, масштаб личности героини меня вначале немножко испугал. Нужно было в одном человеке как-то показать трагедию всей творческой интеллигенции того времени. Тем более что сюжетных линий очень много, я боялась, как бы моя героиня не потерялась среди других героев.
- Если бы у вас был выбор, какую героиню в этом сериале играть, вы бы кого выбрали?
- Нину, безусловно. Или ее, или вообще не участвовала бы в фильме. Нина на самом деле потрясающая женщина. Очень любопытно, как она проходит через все жизненные испытания. В итоге она пришла к самому главному: стала просто матерью и женой. Хотя, может, если бы Нина существовала реально, было бы любопытно посмотреть: что лежит у нее в столе? И не исключено, что там могли оказаться какие-нибудь шедевры. Вообще, судьба Нины Градовой очень напомнила мне судьбу Марии Петровых. Это была совершенно замечательная поэтесса, современница Мандельштама, Ахматовой, Пастернака, Цветаевой. Эта женщина всю жизнь любила Александра Фадеева и всю жизнь писала в стол. Она считала, что, рядом с такими поэтессами, как Цветаева и Ахматова, она просто не имеет права публиковаться. Стихи Марии Петровых стали доступны читателю только после ее смерти. Литературоведы говорят, что она ничуть не уступает по своему дарованию ни Цветаевой, ни Ахматовой.
Смотрите также: