ЖИТЬ СТАЛО ЛУЧШЕ, ЖИТЬ СТАЛО ВЕСЕЛЕЕ...

   
   

У нас тут, согласно последним статистическим данным, дай Бог каждый третий школьник знает, кто такой Ленин. Упорно считают его героем Великой Отечественной. О Сталине знания, как правило, не столь расплывчатые. Знают, что он был генералиссимусом, устраивал жесточайшие репрессии и был другом всех детей. Его временем нас всех сейчас и пугают. Об этом периоде нашей истории очень любят снимать фильмы. Режиссер Режис Варнье показал нам, как это было.

ЭТА картина о наших бабушках и дедушках. О времени, когда за разговор с иностранцем могли обвинить в шпионаже в пользу империалистической державы, а люди бесследно исчезали по ночам - после прихода других людей.

Она - француженка, он - русский, но на сей раз это ничего не объясняет. Они любят друг друга, и она соглашается переехать в Россию, не зная еще, что это сломает ей жизнь. Потому что они любят друг друга в 1946 г. Их травят здесь и не пускают туда. Они живут в киевской коммуналке - там доносят друг на друга, ссорятся, устраивают бойкоты и ведут войну за освободившуюся площадь. Государство в государстве. Мальчик Саша, разговаривающий по-французски лучше, чем по-русски, единственная его мечта - вырваться из социалистического рая. Французская актриса, которая не останавливается ни перед чем, лишь бы помочь человеку, попавшему в беду. Кагебэшник - им можно пугать детей.

Этот фильм откровенно спекулирует на наших чувствах. К концу просмотра начинаешь ненавидеть коммунистов и страну, в которой допускались подобные безобразия. Советский Союз образца "Востока-Запада" - жизнь, полная отчаяния. Плохо всем - доносчикам и тем, на кого они доносят. Радости не осталось - разве только можно расслабиться на поминках. Тогда в освободившуюся комнату будут с боем въезжать новые жильцы. За каждым неблагонадежным идут по несколько агентов КГБ. Косное начальство на родном заводе запрещает улучшать условия труда простых советских граждан, и они надрываются на производстве. Малейшее вольнодумство оборачивается обвинением в шпионаже. Любовь растворяется в коммунальных склоках, путь на свободу лежит через Черное море. На загранпаспорт, доставшийся ценой многих лет жизни, молятся.

Любви в "Востоке-Западе" много. Она огромная, искренняя, но так круто замешанная на кошмарах сталинского режима, что в результате перестаешь сочувствовать героям. Начинаешь страдать за людей, которых уничтожали на протяжении стольких лет.

Фильмы о нашей с вами истории должны снимать мы сами. Чтобы потом не испытывать чувства благодарности к Режису Варнье за то, что объяснил, как нам сейчас хорошо живется. Алексея Головина, главного героя, выпустили во Францию к жене и сыну только в 1989 г. Видимо, волна эмиграции 70-х обошла его стороной. Или он просто ничего не знал. Чем-то этот фильм напомнил другую картину - "Побег из ада", где заключенные ГУЛАГа скидывали охрану в дерьмо и шили в благоустроенных бараках варежки на спорт. Там в конце концов два иностранных гражданина сбежали обратно на родину, а наш так и остался лежать в снегу, не дойдя пары километров до норвежской границы. Что поделать - советская действительность. Знаете, что общего между этими фильмами? Неспособность объективно смотреть на историю. Попытка напугать еще не испуганных "призраком коммунизма", который до сих пор шляется где-то в Европе и не дает спокойно бороться за дело мира во всем мире.

Мы не знаем, как это было на самом деле. Мы не можем верить тому, что нам показали.

"Восток-Запад", 1999 г. Реж. Режис Варнье.

В ролях: Олег Меньшиков, Сандрин Боннэр, Сергей Бодров-младший, Татьяна Догилева, Катрин Денев.

за кадром

Оскаровский номинант "Восток-Запад" Режиса Варнье обшумел все кинокритические круги Европы, Америки, ну и, конечно, Необъятной. Немереные достоинства самого фильма и так обсосали донельзя. А вокруг него знаете, сколько всего интересного!

Как же киношка доползла до увесистых лавров? Сплошное разочарование! Отказывается. Варнье вообще никаких душещипательных историй из жизни обманутых эмигрантов снимать не собирался, а всю кашу заварил исключительно для STARушки Катрин Денев. Ну хотелось ему напомнить миру о немеркнущих красотах дивы. Вот только второго "Индокитая" не получилось, засим порешили написать сценарий об эмигрантах. В ратном подвиге создания шедевра участвовали четыре сценариста: Рустам Ибрагимбеков, Луи Гардель, сам Режис Варнье и Сергей Бодров-старший.

Лейбловой байкой "Востока-Запада" стали россказни о том, что Олег Меньшиков, оказывается, по-французски ни гу-гу. За время съемок он, бедный, исстрадался весь: французский текст писал русскими буквами и зубрил. Чего не сделаешь ради искусства!

Ходят слухи, что Меньшиков запойно читает Пелевина и даже попросил светоча российской литературы породить что-нибудь гениальное для театральной постановки. Декораторы, растим мухоморы!

Отечественная суперстар Татьяна Догилева сыграла в фильме стукачку, стерву, даму, неприятную во всех отношениях, а на самом деле - вся в глубоком сочувствии к своей героине. В фильм она попала благодаря исключительной поддержке Меньшикова, с которым 18 лет назад снималась в "Покровских воротах". Варнье, но ее словам, - просто не режиссер, а душка: на площадке чрезвычайно обходителен и мягок, может, поэтому терзал несчастную по 17 (!) дублей кряду.

Смотрите также: