История группы ОБЕРМАНЕКЕН, которая магическим образом выкристаллизовалась из бархатных слез театрального андеграунда, представляет собой самую яркую и трепетную страницу описания реалий советского рока 80-х.
ЗАТЕРЯННЫЕ во времени и пространстве певцы болезненно эстетизированной эротики, неогедонизма и экстравагантной экзотики Анжей Захарищев фон Брауш и Евгений Калачев в отстраненной декадентской манере и в лучших поэтических традициях ХХ века пытались донести до слушателя свое утонченное видение мира. Их гимны красоте подрывали основы суфражистской попсы. Анжей: "Мы занимались тогда эротикой, а секса в России не было... Никакого оргазма у человека не должно было быть. За хороший оргазм могли выслать из страны. А мультиоргазм - это была вышка вообще..."
После семи лет отсутствия, проведенных в Америке, группа записала в России два альбома, последний из которых, "Магнетизм", вышел в марте этого года. Группа ОБЕРМАНЕКЕН предлагает своим слушателям облачиться в "экзистенциальные скафандры" и "берет на себя штурвал эротическим жестом", устремляясь в космические глубины вашего подсознания.
Самая интересная часть беседы с одним из идеологов группы Анжеем Захарищевым фон Браушем происходила, по всей видимости, не в этой реальности, потому что ни одно из записывающих устройств, по мистическому совпадению, ее не зафиксировало.
В. Т.: Какой стиль диктует сегодня ОБЕРМАНЕКЕН?
Анжей: Наш сегодняшний стиль называется "дзэн-дендизм". Он синтезировался из нескольких стилей. Он определяется, с одной стороны, нашим увлечением дендизмом, постмодерном, с другой - восточными размышлениями по поводу жизни и культуры... Альбом "Магнетизм" записан в этом ключе.
N. M.: Занимались ли вы когда-нибудь всерьез изучением культуры Востока?
Анжей: Не просто изучали, но даже посещали многие храмы как в Нью-Йорке, в Америке, так и, собственно, в Гималаях, на Тибете. Медитировали. Очень близок нашей эстетике даосский дух. Он и в альбоме прослеживается. Как следствие этого - занятия японской каллиграфией, увлечение стихосложением "хайку", "танки", чайными церемониями и "Камасутрой". Скажем, некий тантризм даже там присутствует: соединение эротизма, энергетики сексуального плана человеческого с его духовным началом. Нам близка идея, что вся цивилизация в принципе идет с Востока, спустилась с Гималаев, и что это самая древняя культура, самая непосредственная, поэтому самая адекватная.
N. M.: А когда вы были в Гималаях?
Анжей: Два года назад мы совершили туда великолепную экспедицию. Нас пригласила туда знакомая, одна из принцесс Катманду.
В. Т.: Какие эмоции должны испытывать люди, которые слушают вашу музыку?
Анжей: Они должны погружаться в негу... и роскошь, то есть это эмоции освобождения и изысканности. Многие восточные учения говорят, что свобода и несвобода находятся внутри человека. Наша идея - убрать антагонизм и иллюзию борьбы. Очень важна для нас эмоция невесомости. В любую минуту человек способен, как ученики Кастанеды, взять и полететь куда угодно с какой хочешь скоростью... Прослушивание пластинки "Нега и роскошь" или пластинки "Магнетизм" является мантровым прослушиванием. Как продвинутый дзэн-буддистский монах, человек может жить в пещере и спать на голых камнях, но по своему желанию с помощью внутренних сил он вызывает дождь из роз или заставляет появиться на небе семь радуг... В результате мы пришли к мысли, что самая простая магия - это музыка.
В. Т.: С чем были связаны наиболее сильные эстетические потрясения в вашей жизни?
Анжей: Наиболее сильный эстетический шок был вызван, как ни странно, группой Beatles. Beatles - это было такое естественное формирование, как, скажем, гриб какой-то. Вырос такой магический гриб, и все от него понемножку откусили.
И таким же шоком стал переезд в Нью-Йорк. Там у нас были очень странные знакомые.
Существует целое подполье в Нью-Йорке, которое продолжает вываривать свою субкультуру, которой питается потом тот же Генри Роллинз или кислотная культура, но люди эти занимаются совсем, совсем другим. Это вот такие компьютерные колдуны. Один из них - Mr. Decent его зовут, по-русски будет - "господин приличный". На самом деле совершенно неприличный человек. У него несколько скоморошьих шапок с бубенчиками, он их все время носит, потому что ему ничего другое не идет - и неудобно. Его жилище и место работы - это огромный подвал, весь заполненный компьютерами, их там штук двадцать, и все они объединены в одно целое. Они обставлены свечами стекшимися, то есть это настоящая пещера Аладдина... Это пещера, где компьютеры и вот этот человек. Он тоже участвовал вместе с нами в проекте "Городской шаманизм", в альбом "Магнетизм" вошла одна композиция из этого проекта - "Снегурки 2000", Нью-Йорк полон таких персонажей и ситуаций...
И третий шок - это, конечно, Тибет...
Анжей: Была у нас одна игра очень хорошая в детстве, называлась она "Гиперболоид инженера Гарина". Она была связана с пироманией. Конечно, были проблемы... в общем, произошел выброс пламени метров... до четвертого этажа школы. Красивейшего, нежно-голубого, фиолетового цвета. С грохотом, и стекла вылетели. На самом деле - праздник для всех школьников и полное буддистское просветление для учителей...
Смотрите также:
- КУМИРЫ. А. Троицкий: "Нынешний российский рок-н-ролл мне неинтересен" →
- ТОЧКА ЗРЕНИЯ. "Ария": "Хотим вызвать светлые чувства" →
- Кинчев в вопросах и ответах →