Пропаганда вызывает омерзение
Одно маленькое "но" для старта. Персона Ильи Лагутенко здесь совершенно ни при чем, и никаких негативных эмоций она не вызывает. Да и сама музыка "МТ" могла бы не стать раздражающим фактором, если бы не существовало такого активного, непристойно навязчивого вдалбливания ее со страниц, из приемников и с экранов. Если бы в момент покупки пиратского диска "Морская" ради симпатичной песни "Скорость" кто-нибудь сказал мне, в какое мракобесие все это выльется три года спустя, я бы, наверное, пожалела пятнадцать тысяч тогдашних рублей, потому что по прошествии этих самых трех лет слушать "Мумий Тролль" расхотелось абсолютно.
Любая пропаганда в итоге вызывает омерзение. В 1997 г., когда, оглушенный неожиданно свалившимся успехом, Лагутенко ощущал себя совершенно потерянным в Москве, робко давал первые интервью и лечил душу Лондоном, это было, по крайней мере, интересно. Клип "Кот Кота", первым появившийся в эфирах (да, представьте себе, тогда еще не было MTV), вызвал у публики просто бурю противоречивых эмоций, и большинство было склонно к тому, чтобы симпатизировать такому прорыву андрогенной культуры в наше сознание. Но в чем только не подозревали оказавшегося как под микроскопом Илью: в гомосексуализме, наркомании, дурновкусии и подражании западным образцам. Скандалистам, впрочем, придраться было не к чему: "Мумий Троллю" ни к чему было посещать модные тусовки, покупать лимузины, скандалить, вживаясь таким образом в постсовковый музыкальный истеблишмент. Они пришли в наш монастырь со своим уставом и за короткий срок оттеснили на задний план брутальное рокерское большинство. Прослушать альбом "Морская" и составить о нем свое мнение стало обязательным для модного персонажа, а все молодежные издания отрывали от Лагутенко по кусочку на обложку.
Безобразие лучше однообразия
Потом явно наступил кислотно-щелочной и гормональный дисбаланс - недаром же говорится, что безобразие лучше однообразия. К сожалению, "МТ" принадлежит к тому классу артистов, которые, подчиняясь влиянию продюсеров, цепляются за единожды сыгравшую фишку и благодаря ей продолжают плавать на поверхности. А фишка проста и заключается в двух моментах: хитрые игры с языковыми формами и кукольные, томные интонации Ильи Игоревича. Наверное, для поколения пятнадцатилетних все это было внове, потому что в эти годы не имеешь понятия о литературе Серебряного века - непростительный недостаток школьного образования.
К моменту выхода альбома "Икра" Илью Лагутенко начали массово называть "Мумий Троллем", тусовка переболела вирусом "МТ" и находилась в ленивом отходняке, а вашей покорной слуге все это стало вообще неинтересно. (Вообще, по моему объективному мнению, "Тролли" произвели на свет всего две клевые песни: вышеупомянутую "Скорость" и "Дельфинов".) Зато шестая часть суши распробовала карамельную музычку и пала ниц: любвеобильные подростки женского пола обнаружили в Лагутенко секс-символ. Ну надо же, кого и в каком качестве только не возносило на пьедестал человеческое воображение! А когда начались выкрутасы типа: "МТ" не даст больше ни одного концерта до конца тысячелетия, ой, нет, пожалуй, даст, но совсем немного, в порядке исключения, не больше двух в одни руки, вас здесь не стояло, отойди, противный!" и так далее, стало неприятно, потому что всплыл в памяти старый лозунг шоу-бизнеса: "Вам песня стоить, нам - жить помогает".
Вялый музыкальный критик, устав нажимать на кнопки в надежде избавиться от "Карнавала. Нет", запишет себе видеокассету клипов U2, RATN и Talking Heads. А если вдруг юным особам разной степени прыщавости захочется порвать его на кусочки, то торопитесь, иначе вам достанется лишь счищать белые перышки с профессионально заточенных когтей Александра Кушнира.
В периоды тяжкого мозгового бессилия, когда я бесцельно щелкаю кнопками на пульте телевизора в поисках мало-мальски достойного и не сиропного к тому же персонажа, в голову закрадывается предательская мысль: "А что будет, если посредством многотысячного издания схватиться грязными лапами за святая святых российского тинейджера?" Объясняю: мне не нравится "Мумий Тролль", и этим ощущением я давно хочу поделиться с массами.
Теперь уже нет такой необходимости затыкать "Мумий Троллем" все дырки, потому что просто дырок больше не осталось. Занятно, но музыку группы не употребишь в качестве фона: зарядку под нее делать неудобно, машину вести - отвлекает, танцевать - некрасиво, сексом заниматься - ой, фу-у... Зато дает почву для разговоров и работу многим людям. У первого фактора есть один недостаток, который я отчетливо осознаю: сколько ни плюйся в "Мумий Тролль", им от этого ни жарко ни холодно. Милый, всегда сильный Илья будет петь свои песни, машина будет работать, а девочки со временем посдирают постеры со стен.
Смотрите также:
- Земфира "Четырнадцать недель тишины" →
- Музитоги: каждому по возможностиям →
- ДЭЙМОНические игрушки Элбарна →