Киллеры на встречной полосе

   
   

"МОСКВА - единственный город в мире, в котором твоему автомобилю могут въехать в зад, пока ты обгоняешь по "встречке", - гласит народная мудрость. Каждое второе ДТП в столице случается из-за несоблюдения водителем Правил дорожного движения - констатирует статистика. "Какой русский не любит быстрой езды!" - вслед за классиком восклицают автолюбители и вдавливают педаль газа в пол.

Мигает "зебра" желтым глазом

ВСЕМ известна процедура получения водительских прав: чтобы овладеть искомой корочкой, подавляющему большинству потенциальных заправских шоферюг приходится сдавать теоретический и практический экзамены в ГАИ. Причем если со второй частью (демонстрацией навыков вождения) у многих возникают проблемы, то теория обычно "пролетает" на ура. Как говорит один мой коллега: "Выучить Правила дорожного движения не сможет только обезьяна". Не знаю, как там у обезьян, но у большинства столичных водителей с ПДД явные проблемы. То есть выучить правила они могут, а вот на практике их применяют с трудом. Чего стоит, например, извечное автолюбительское убеждение, что желтый - это тоже зеленый. Только другого цвета. Если на перекрестке желтый загорается одновременно на четырех светофорах, начинается полный бедлам: одни едут, потому что для них "еще зеленый", другие - потому что для них "уже зеленый".

Не менее больное место - "зебра". Если к ней в комплекте прилагается светофор, есть надежда, что "безлошадным" горожанам удастся-таки перейти улицу без особого риска для жизни. Если светофора нет, топтаться на тротуаре придется часами. Видимо, в той части мозга, где должен быть запечатлен пункт 14.1 ПДД, гласящий, что водитель транспортного средства ОБЯЗАН уступить дорогу пешеходу, переходящему проезжую часть по нерегулируемому переходу, у столичных автолюбителей огромный пробел. Самое удивительное, что по выезде за границу память возвращается в полном объеме. Московские водители, как примерные ученики самых примерных автошкол, внезапно начинают останавливаться перед "зеброй", замечать все запрещающие знаки и правильно понимать, на что намекает желтый сигнал светофора.

220 км/ч по "встречке"

ВПРОЧЕМ, правила действительно могут пройти мимо автолюбителя. Особенно в том случае, если права он получил не согласно заведенному порядку, а приобрел по сходной цене у кого-нибудь из знакомых гаишников. Но ведь зачастую водитель не просто нарушает ПДД, а рискует собственной жизнью. Например, выезжает на встречную полосу. На сельской дороге, где есть всего-то две полосы - по одной в каждую сторону - и при этом надо обогнать трактор, двигающийся со скоростью 30 км/ч, подобное поведение понятно. Но когда автолюбитель летит по "встречке" на скоростной, загруженной московской трассе - это наводит на размышления о состоянии его психического здоровья. Лобовое столкновение практически неминуемо приводит к летальному исходу, особенно если автомобили, как сумасшедшие, несутся навстречу друг другу. Судя по всему, особенно торопятся на тот свет молодые и весьма обеспеченные граждане: "против всех" ездят обычно на дорогих иномарках. Немолодые и необеспеченные тоже не отстают. На небеса, может, и не торопятся, но здоровье точно не берегут. Например, чего, казалось бы, проще: сел за руль - пристегни ремень безопасности. Нет же. Каждый день в телевизионной криминальной хронике обязательно демонстрируют аварию, в которой водитель, вместо того чтобы находиться в салоне, лежит на асфальте перед машиной: вовремя не пристегнулся - вылетел через лобовое стекло. Те, кому повезло больше, обычно отделываются парой сломанных о руль ребер и несколькими выбитыми о торпеду зубами.

Не говоря уже о том, что для столичных автомобилистов понятия "спецтранспорт", кажется, вовсе не существует. У нас готовы пропустить черный "Мерседес" с мигалкой, "Волгу" с федеральными номерами, навороченный джип, внешне напоминающий танк, но не автомобиль "скорой помощи" или пожарную машину. Недавно начальник пресс-службы ГПС г. Москвы Евгений Бобылев жаловался мне: "На сборы отряду пожарных отводится 45-50 секунд. То есть через это время они уже полностью готовы и выезжают на место пожара. Пожарные части в столице расположены так, чтобы до любой улицы ближайший отряд мог добраться за 4-5 минут. Но ведь на дорогах вечные пробки! Трассы полностью забиты, даже полосы для спецтранспорта. И пожарные машины никогда не пропускают". То же самое со "скорой".

Как быть?

"СТРОГОСТЬ российских законов смягчается необязательностью их выполнения" - это тоже народная мудрость, подтвержденная нашей многолетней историей, в том числе и в случае с ПДД. К сожалению, бороться с московскими лихачами, произнося красивые слова, строго хмуря брови или развешивая плакаты, бесполезно. Мы понимаем только один способ: рублем по карману. Причем смехотворные суммы в данном случае не действуют: 50-рублевый штраф за непристегнутый ремень безопасности никакого действия не возымел. Столичные автомобилисты и за границей про ПДД внезапно "вспоминают" во многом потому, что мельчайшее правонарушение на дороге там часто обходится в кругленькую сумму. А за что-то крупное можно мгновенно лишиться водительских прав или даже автомобиля (уволокут эвакуатором - и поминай как звали).

Правда, и строжайшие санкции, увы, не панацея. До тех пор пока на столичных дорогах между сотрудниками ГАИ и нарушителями ПДД действует система взаиморасчетов, наказания могут быть какими угодно: штрафников не станет больше, а лихачей меньше. Поэтому как нарушителей надо стращать запредельными штрафами, так и гаишников надо стимулировать приличными зарплатами. Наверное, вполне логично было бы отправлять львиную долю взимаемых за правонарушения денег именно на оплату труда ГАИ. А заодно наладить не номинальный, а вполне реальный контроль за ними, дабы взяток не брали. Есть, правда, еще один способ, подсказанный вполне официальным лицом: "Что делать, чтобы не нарушали? Расстреливать!" Как говорится, чем меньше водителей, тем меньше ДТП, да и на дорогах бы свободнее стало. А там, глядишь, за сборниками ПДД очереди бы выстроились...

P. S. На вопрос: "Почему столичные водители не соблюдают Правила дорожного движения?" - никто мне так и не смог ответить. Хотя умных, грамотных, много лет связанных с дорогами, автомобилями и автомобилистами людей я расспрашивала с пристрастием. Остроумнее всех оказались работники пресс-службы столичной ГАИ: "А почему у нас страна бедная? Видите, вы не можете сказать. Вот и мы не можем ответить, почему нарушают".

На 32-м км Калужского шоссе на мосту через реку Десна двигавшаяся в сторону Москвы "Тойота" выехала на встречную полосу, чтобы обогнать грузовик "ЗИЛ". Водитель не заметил едущий навстречу "КамАЗ". "Тойота" оказалась между грузовиками, ее разорвало пополам. Водитель и трое пассажиров "Тойоты" погибли на месте.

На 40-м км Минского шоссе "Мерседес" выскочил на полосу встречного движения. Здесь он столкнулся с автомобилем "ВАЗ-2107". От удара "Мерседес" перевернулся и загорелся. Водитель и двое пассажиров "Мерседеса" сгорели заживо. Водитель "Жигулей" скончался от травм по пути в больницу.

Комментарий специалистов

Мария МАК, психолог:

- В НАШЕМ обществе очень заметно разделение на мужчин и женщин. Корни "езды без правил" тоже стоит искать в различии между принятыми представлениями о женственности и мужественности. Женщина обычно ассоциируется с гибкостью, скромностью, послушанием и терпимостью. Мужчина - с агрессивностью, воинственностью, лидерством, грубостью, целеустремленностью. Автомобиль - игрушка преимущественно мужская, московские водители ощущают дорогу как "свою" территорию. Именно на дороге мужчина из сдержанного "белого воротничка" нередко превращается в "первобытного" мужчину-воина, мужчину-агрессора, который видит цель и не замечает препятствий на пути к ней. То есть едет в нужном направлении, как хочет: не вспоминая о правилах и элементарных доводах здравого смысла. Нелюбовь к дамам на дороге объясняется тем же: женщина "лезет не в свое дело", пытается играть в мужские игры. Женщины обычно ездят аккуратнее, соблюдают Правила дорожного движения. Но мужчин-водителей раздражает и это, поскольку ПДД во многом не совпадают с теми законами, которые на дорогах устанавливают "воины".

Мы исторически отстаем в социальном развитии: наше общество чрезвычайно консервативно. У нас существуют стойкие этнические стереотипы. На протяжении веков происходило смешение огромного количества всевозможных национальностей, различных религий. Особенно сильно было влияние южных и восточных народов. Отсюда и характерный этнический стереотип, перекликающийся со стереотипом социальным, мужчины воина-агрессора.

Юрий ПОПОВ, председатель Комиссии МГД по законодательству и безопасности:

- Наше законодательство очень современно. По мнению иностранных специалистов (например, немцев, англичан), оно гораздо новее и качественнее законодательств многих других стран. Поэтому проблема нарушения Правил дорожного движения столичными водителями кроется не в "плохих" законах. Корень проблемы в другом: в отсутствии общей культуры поведения и недостатке правового образования у автомобилистов. Наше общество привыкло жить, ориентируясь на КОМАНДЫ, а не на ЗАКОНЫ. Поэтому, какие бы строгие нормы мы ни принимали, пока люди не поймут, что по закону жить лучше и проще, чем обходя его, ситуация на дорогах не изменится. Не стоит забывать и о проблеме взяточничества среди инспекторов ГАИ. Многие автолюбители вытворяют на дороге неизвестно что, так как уверены: от гаишника всегда можно откупиться. Тут всплывает целый комплекс проблем. С одной стороны, введен в силу новый КоАП, который формально не оставляет возможности сотрудникам ГАИ брать взятки. С другой стороны, всем понятно: нужно время, чтобы кодекс заработал в полную мощь. Да и вряд ли даже новый КоАП уничтожит институт взяточничества. Вот если бы сотрудникам ГАИ платили так, чтобы они дорожили своим местом, тогда, думается, и взяток бы никто не брал.

ПОЧЕМУ мы ездим по встречной полосе?

ПОЧЕМУ желтый свет считаем зеленым?

ПОЧЕМУ мы так торопимся на тот свет?

ПОТОМУ ЧТО водительские права получаются незаконно

ПОТОМУ ЧТО с гаишниками можно "договориться"

ПОТОМУ ЧТО власть имущие пользуются спецправилами и мигалками

Смотрите также: