Примерное время чтения: 7 минут
142

Город непуганых лихачей

АНЕКДОТ о том, что Москва - единственный на планете город, где в вашу машину могут врезаться сзади, когда вы обгоняете по встречке, - пожалуй, лучше всего свидетельствует о нравах, царящих на столичных улицах. Многие автолюбители из других городов искренне недоумевают, как это не попадают в аварии машины, проезжающие по тротуарам, полосе для общественного транспорта и трамвайным путям, летящие на красный свет или продирающиеся против движения с включенной аварийкой. Тому, что многим московским автомобилистам не писаны Правила дорожного движения, существует множество объяснений. Вот некоторые из них.

Нарушители в погонах

ПО МНЕНИЮ сотрудников столичной ГИБДД, грубее всего нарушают правила... сами защитники закона. Причем на настоящие задержания или срочные вызовы они чаще всего выезжают на тихоходных "газиках" или разваливающихся "Волгах". А вот уже после работы на собственной машине многие милиционеры показывают чудеса экстремального вождения. Нередко после удачного окончания трудового дня доблестные защитники порядка позволяют себе выпить каплю-другую горячительных напитков, зная, что стоящий на дороге коллега при виде знакомого удостоверения не предъявит коллеге никаких претензий. "Когда-то инспекторы имели право отбирать у таких лихачей права, несмотря на то что они работают в "органах", - рассказывает офицер Управления ГИБДД г. Москвы Александр С. - Но по правилам, принятым сегодня, максимум, что можно сделать, это отправить рапорт по месту службы. Такая же ситуация наблюдается и с работниками других силовых ведомств - ФСБ, ФСО, СВР, МЧС, прокуратуры, таможни и даже Минобороны. И хотя время от времени рапорты составляют, говорить о том, что водители "в погонах" несут за свои опасные проступки справедливое наказание, не приходится".

Не связываются гаишники и со служебными машинами с синими номерами. "Предположим, остановлю я такого сорвиголову, а что толку? - объясняет старший лейтенант Борис С. - Он мне либо про срочное задание расскажет, либо, если окажется "крутым", просто ткнет в лицо "предписанием", запрещающим проверять не то что машину, а даже и документы водителя. Такие бумаги сегодня есть у очень многих людей. И не только у тех, кому они положены по долгу службы. Коммерсанты, бизнесмены и обладающие хорошими связями обеспеченные граждане могут купить или даже получить в подарок подобную индульгенцию вкупе с милицейской охраной. И тогда закон им уже не писан". Теоретически во власти инспектора записать номер "предписания" и проверить полномочия предъявителя, но на практике этим никто не занимается. Ведь такие бумаги выдаются весьма высокопоставленными чиновниками МВД, и за свое любопытство можно дорого заплатить. Также на рядовых гаишников неплохо действуют удостоверения членов различных общественных советов, например, Главного управления ГИБДД или управлений по Москве и Московской области. Хотя их хозяева и не обладают реальной властью, но фактически им дозволено нарушать любые правила.

Ольги, Анны и Семены

НЕ ЛЮБЯТ гаишники иметь дело и с машинами, "украшенными" "крутыми" номерными знаками. Практически все инспекторы назубок знают, за какой комбинацией цифр и букв скрывается "большой человек" из серьезного ведомства. Такие серии, как "ольги" (буквы ООО), "анны" (ААА) и "семены" (ССС), либо раздаются по блату высокопоставленным знакомым, либо продаются за бешеные деньги. Однако прикупить по случаю такую комбинацию не получится. Для этого как минимум надо иметь хороших знакомых в ГИБДД.

Надо сказать, что и дружба с мелкими представителями гаишного начальства поможет нарушителю ПДД выбраться сухим из воды. Например, сотрудник ДПС, несущий службу на Рублево-Успенском шоссе, однажды был вынужден отпустить водителя джипа, превысившего более чем в два раза установленный скоростной режим, после звонка на пост начальника своего подразделения.

Что уж говорить о том, что, не считая показательных акций на Кутузовском проспекте, рука редкого гаишника поднимется, чтобы остановить автомобиль с "флагом" на номере или машину с мигалкой. И хотя, по заверениям инспекторов, водители этих машин проходят специальную подготовку, на практике по их вине в городе ежедневно происходят десятки аварийных ситуаций.

А судьи кто?

ЕЩЕ одну категорию безнаказанных нарушителей составляют богатые москвичи, которых суммы ныне действующих штрафов не могут серьезно ударить по карману. Если навороченный лимузин остановят, хозяин просто откупится от назойливого гаишника незначительной для него суммой. Такие водители даже не выходят из авто для разговора с инспектором. Они просто вкладывают крупную банкноту в документы и, не тратя времени на долгие разговоры, едут дальше. "Все знают, что за деньги мы нередко отпускаем водителей, - продолжает рассказ Борис С. - Но никто не хочет посмотреть на сложившуюся ситуацию с другой стороны. По закону в большинстве случаев я даже не имею права отобрать у нарушителя водительское удостоверение. А квитанцию на выписанный мною штраф он сможет просто выбросить в окно. В таком случае события будут развиваться следующим образом: после того как мой "клиент" не явится в группу разбора, дело о нарушении ПДД будет передано в суд. И даже если судья в конце концов признает его виновным, судебный исполнитель должен будет заставить нарушителя заплатить через сбербанк тот же мизерный штраф. А ведь мне придется участвовать в судебном процессе и терять там свое рабочее время. Хорошо, если я остановлю москвича, а если это окажется иногородний, то процесс будет происходить по месту жительства ответчика, а денег на такую командировку мне никто не даст. Соответственно, из-за моего отсутствия все дело вообще может развалиться. Так что, когда мы берем с лихачей небольшую сумму наличными, это является для них хоть каким-то наказанием".

Надо сказать, что старший лейтенант, высказывая свое мнение, слукавил. Ведь не секрет, что у столичных гаишников существует строгая "такса" и на грубые нарушения: например, с употребившего алкоголь водителя обычно берут 100 долл., а "минимальная взятка" за разворот через две сплошные разделительные линии - 200 руб.

Что делать

В РАЗНОЕ время предлагалось немало способов по урезониванию обнаглевших водителей. Однако на практике все они сводились к банальным взяткам. И пока инспекторы ГИБДД будут получать свою мизерную зарплату, заставить их отказаться от верного приработка вряд ли удастся. Ведь даже если гаишник не согласится "уладить вопрос на месте", то за него это, скорее всего, сделают в группе разбора. А значит, все разговоры о специальной базе с данными на злостных нарушителей пустые.

ВОЗМОЖНО, руководству ГИБДД имеет смысл обдумать вариант отчисления процента с полученных конкретным инспектором штрафов... в качестве прибавки к ежемесячному жалованью. Тогда самим гаишникам будет выгодно правильно составлять протоколы и накладывать необходимые санкции, без оглядки на "крутизну" остановленного лихача. Если при этом суды будут быстро и объективно рассматривать эти дела, то проблему взыскивания с виновных штрафов можно будет решить, отправляя постановления по местам их работы. Ведь когда вопрос о выплате будет рассматриваться бухгалтерией каждого конкретного предприятия или учреждения, прикрываться знакомыми или удостоверениями станет глупо и невыгодно. Подобное начинание принесет пользу и государственному бюджету: процент собранных штрафов значительно возрастет. И тогда ездить по нашим улицам станет приятнее и безопаснее.


Анекдот в тему

Мчится мужик на машине на бешеной скорости. Тормозит его гаишник и спрашивает: - Куда ж мы так торопимся?

- Да вот, товарищ начальник, вам 50 баксов везу!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно