Про бедную Сонечку

   
   

ПОВЕСТЬ "Сонечка" Людмилы Улицкой, одной из самых талантливых и известных современных писательниц, написана не сегодня, и все, кому интересно ее творчество, уже наверняка ее давно прочли. Но даже в этом случае на одноименном премьерном спектакле на новой сцене МХАТа им. Чехова этот просвещенный зритель не заскучает. Хотя спектакль все же мог бы быть и полаконичнее, но не за счет усекновений текста, разумеется, а за счет бесчисленных музыкальных, вокальных вставок, пронизывающих действие и явно его то и дело тормозящих. Сам прием вполне оправдан - речь лишь о множественности его присутствия.

Режиссер Марина Брусникина продолжает экспериментировать в сфере литературного театра. Сфера эта сложнейшая, и мастеров творить Театр из прозы совсем немного - Фоменко, Гинкас, Додин... Но сфера эта и беспроигрышная - при наличии, как в этом спектакле, умелых, молодых, обаятельных, искренних, музыкальных и пластичных артистов. Почти три часа они безостановочно, кроме, конечно, антракта, читают тексты, причем не только Улицкой, но и иные, от Шекспира до Юлиана Тувима. В непосредственной близости от зрителей, так что лица, глаза - рядом с вами. Спектакль-концерт? Чтение по ролям, перемежаемое вокалом? Не рискованно ли все это для нынешней публики, приученной уже к шоу, экшну, различным эффектам? Тем более что артисты - пока еще не звезды. Как показывают аншлаги на "Сонечке" - риска нет. Потому что есть еще, к счастью, зритель тонкий, сердечный, умный, не утративший вкус к хорошей прозе и к интеллигентному театру с отличной профессиональной школой. Признаемся - часто ли видим слезы у соседей по театральным креслам? Способны ли сами плакать в театре? На "Сонечке" иные, не таясь, вытирают глаза. И актерам, только еще начинающим свой путь, очень важно, что они начинают его не с чернухи и обнаженки, притопов и прихлопов, а с общения с настоящей литературой, с трогательной и мудрой человеческой историей женщины по имени Сонечка.

Смотрите также: