СТАВИТЬ сегодня Достоевского - занятие смелое и малоблагодарное. Особенно выпускать премьеру "Преступление и наказание" на излете сезона, в жару. Молодая и одаренная режиссер Елена Невежина придумала композицию по многостраничному, как помнят все по школьной программе, произведению, назвав ее "Сочинение по роману". Ведь все мы когда-то писали сочинения типа "Философия Родиона Раскольникова".
Небольшое пространство новой сцены МХАТа разделено черной стеной. Она исписана мелом, можно разобрать лишь обрывки слов "убив...", "смерть"... Почти три часа действия. Ассоциации и со знаменитым фильмом с Тараторкиным и Смоктуновским, и с экстравагантным спектаклем Камы Гинкаса в ТЮЗе. Но - удивительное дело! - смотрится обновленный еще раз сюжет легко и с любопытством. Актер Евгений Цыганов в роли Раскольникова (его ровесника) несет скорее отрицательное обаяние, неуловимо напоминая молодого Николая Бурляева, нервного, угловатого, умного, неудобного, раздражающего. Он груб и жесток с матерью и сестрой (Наталья Кочетова и студентка Школы-студии МХАТ Екатерина Соломатина), гонит и страшит простодушного Разумихина (Максим Виторган), он подчас откровенно неприятен, но как "цепляет", держит внимание и интерес! И это не его пытает, выспрашивая, провоцируя, Порфирий Петрович (в исполнении Андрея Ильина, одного из немногих на сегодняшний день у нас актеров, сочетающих характерность и интеллектуальность). Нет, это он - странный, нервный мальчишка с блуждающими неспокойными глазами играет со следователем, буквально нарывается или, как теперь говорят, "прокалывается" на каждом шагу. И весь спектакль в конечном итоге выстроен как диалог-игра, поединок именно между ними.
Помнится, в постановке Юрия Любимова зрители шли в зал через сцену мимо двух бутафорских трупов. Здесь вся кровавая суть, антураж преступления оставлены за кадром, но с самого начала видишь, что перед тобой человек, совершивший уже немыслимое, невозможное, но убивший прежде всего себя. Убивший сознательно и не испытывающий, похоже, ни раскаяния, ни просветления, ни прозрения. "Дело это фантастическое, мрачное, нашего времени дело, когда помутилось сердце человеческое", - как нельзя важны здесь эти слова Порфирия. И нет в этом спектакле присутствия Бога, несмотря на горячую и сердечную игру Елены Пановой в роли Сонечки. В финале этот Раскольников так и не сможет осенить себя крестным знамением. Потому что такой Раскольников на покаяние истовое, со знамением и слезами не способен. Для нашего безбожного или, что еще страшнее, якобы небезбожного времени эта постановка чрезвычайно примечательна. "Я убежден, что сюжет мой оправдывает современность", - писал о романе Достоевский. Спектакль же ее, быть может, невольно, обвиняет.