Главное, чтобы "мушка" не сбивалась

   
   

СЛУЧИСЬ легендарный фильм Кончаловского "Романс о влюбленных" в наши дни, и Евгения КИНДИНОВА, блистательно сыгравшего в нем главную мужскую роль, непременно "наградили" бы званием секс-символа. Но в 1974 г. в нашей стране такого понятия еще не существовало, и Киндинов стал символом большой и красивой любви - любви-таинства.

- ЕВГЕНИЙ Арсеньевич, люди воспринимают вас в основном как романтического героя. А сейчас у нас засилье бандитской "романтики". Что это, по-вашему, - веление времени?

- Это то, что пользуется спросом и подо что, соответственно, рекламодатели дают деньги, не слишком заботясь о качестве "произведения". Главное - чтобы был детектив: погони, убийства, разборки... А вот почему деньги стали так много значить в нашей жизни, во всяком случае в области кинематографа, - это уже другой разговор... и весьма непростой.

- А кем вы себя ощущаете в большей степени: романтиком или все-таки прагматиком?

- Романтиком, когда тебе за 50?.. Но, с другой стороны, реалии, конечно, резко вторгаются в нашу жизнь - надо кормить семью, надо как-то прожить, заработать... Раньше в нашем государстве на "поесть" и "заработать" были строгие лимиты. Мы все прекрасно понимали: выше 120 руб. молодому артисту в театре не прыгнуть. Мы и не рыпались, даже не беспокоились на эту тему. Так и жили. А сейчас можно прыгнуть, поэтому деньги занимают людей в большей степени. Не хотелось бы, конечно, впасть в мизантропию - мол, "когда я был молодым, все было хорошо: и рыба крупнее, и погода лучше, а сейчас все плохо, потому что я постарел". Но тем не менее... Есть ценности, утрата которых может очень дорого сказаться и на нас, и на последующих поколениях...

Два года назад я выпустил актерский курс во ВГИКе. Поэтому довольно плотно общался со своими 18-20-летними студентами и знаю, о чем говорю. Помнится, задал им вопрос: "Ребята! Расскажите мне, что вам понравилось за последнее время в театре и кино? Что не понравилось - не надо, у нас лекции на это не хватит!.." И был поражен, какой разброс в их симпатиях. В кино им мало что нравилось, больше говорили о театре. В сегодняшнем нашем театре можно увидеть все: от традиционных натуралистических спектаклей до полупорнографии. Это в принципе хорошо. Но, с другой стороны, особенно у молодых ребят, от этого "мушка" сбивается...

- Классное определение!

- Это не я придумал. Совсем молодым парнем оказался во Франции на одной из кинонедель. Руководитель делегации Сергей Аполлинарьевич Герасимов договорился, чтобы нам по нашему выбору показали западные картины. Представляете, что это было для конца 70-х гг. - получить возможность посмотреть мировые шедевры на нормальном экране?! Герасимов нас напутствовал: "Ребята, вы идите, смотрите... Но только я очень волнуюсь, чтобы у вас "мушка" не сбилась..." Потому что, когда что-то производит на тебя очень сильное впечатление, ты можешь растеряться и потерять себя. А критерий-то очень простой и тоже не мною выдуман. В замечательной поэме Блока "Возмездие" есть строки: "Познай, где свет, поймешь, где тьма..." И это так. Сначала надо познать свет, чтобы потом научиться отличать то, что со знаком "минус". В данном случае говорю это не про всю жизнь, а именно про актерскую профессию. В нашей профессии умение найти свой свет действительно необходимо. А тьму и так показывают каждый день на телеэкране. И артисту очень сложно ориентироваться в этой ситуации, когда у него нет идеала, когда сбита "мушка". Поэтому, мне кажется, есть нужда в таких впечатлениях, какие, к примеру, оставляет тот же "Романс о влюбленных", - со знаком "плюс". И мне искренне жаль, что пока преобладают сюжеты криминально-бандитско-эротического толка.

- За последнее время я несколько раз видела в малоэстетичных "постельных" сценах уважаемых мною актеров отнюдь не безрассудного возраста...

- Ну, тут уж у актеров должны быть личные тормоза! Надо же самому думать, выбирать материал... Один мой товарищ, когда мы с ним попадали за границу и видели там что-нибудь этакое (клошаров, например, в парижском метро - тогда-то в Москве их не было, это сейчас вон бомжи, во дворе), говорил мне, показывая на клошара с литровой бутылкой дешевого вина: "Вот, Женя, звериный оскал капитализма!" Так что остается только вздохнуть и пошутить: вот он - "звериный оскал капитализма", заставляющий немолодых уже людей делать сомнительные вещи...

- Вы из-за этих своих "планок качества" стали реже сниматься?

- Не знаю... Может, я изменился, не только время. Уровень ролей, которые предлагают мне сегодня, да и то нечасто, конечно, иной. Но я отношусь к такому положению дел спокойно и без обид. Спасибо за то, что имел возможность сыграть то, что сыграл. У меня есть хорошие работы, о которых мне приятно вспоминать и за которые не стыдно перед моей дочкой.

Смотрите также: