Почему мы не любим "лиц кавказской национальности" (из переписки с читателями)

   
   

Для москвичей других национальностей нужны телевизионные передачи на их родном языке

Москвичи - люди-"подарки"?

Вернуть пятый пункт?

"Госпожа Бычкова! Вы явно не из русской среды, если оправдываете превращение Москвы в столицу "кавказской нации". Москва "стареет", но кто будет рожать, глядя на засилье и роскошь иноверцев? Не притворяйтесь!" Это письмо без обратного адреса прислала мне некая Мария. (Статью "Почему мы не любим "лиц кавказской национальности" в N45 за 2002 г. я закончила просьбой к читателям писать, если у кого-то есть вариант решения этой проблемы.) У Марии нет ответа на вопрос, как людям разных национальностей, возможностей и потребностей жить в Москве. Однако начать с ее письма я решила потому, что читательница не была единственной, кто заподозрил меня в нерусскости. Не хочется никого разочаровывать, но придется: я - русская, русские мои родители, а также дедушки и бабушки, к тому же москвичка не в одном поколении. Получается, как никто другой имею право рассуждать на тему "Кому и как жить в столице". Но начала с этого письма не только чтобы рассказать о себе. Оно - лучшее подтверждение тому, что уже было сказано в первой статье. Чужестранцы в Москве были всегда. И всегда признаком столичного тона считался праведный гнев против немосквичей, кто бы они ни были.

Москва "чернеет"

Дмитрий Ж.: "Корни неприязни к Москве немосквичей надо искать в высокомерном самоуважении и презрительном отношении к приезжим. А ведь москвичи - живут в городе, построенном иногородними. Я бы сказал так, москвич - это мировоззрение, и людей с таким мировоззрением тянет в этот город. Москвичи - люди-"подарки", которым все должны".

Ф. Х. АБДУЛИНА: "Почему, как только вопрос касается лиц кавказской национальности и других приехавших из СНГ, вы обязательно пишете о татарах? Разве татары не граждане России? Я считаю, что нет ничего удивительного в том, что татары живут в Москве. И вы, пожалуйста, не равняйте татар, полноценных коренных граждан России, с приезжими, например, кавказцами и таджиками".

Аркадий П. (Нью-Йорк): "Дело не в том, что кавказцы внешне и культурно отличаются от москвичей. Дело в том, что они активно не хотят принимать "московскую культуру". Они, как и иммигранты в западных странах, берут все блага цивилизации и презирают их носителей, считая их слабыми и "лохами". Рано или поздно Запад будет этими варварами побежден, так как они рожают много детей и живут по своим законам, навязывая их всем остальным. Москва, как и Лондон, как и Нью-Йорк, будет год от года "звереть" и "чернеть". И ваши статьи ничего не изменят".

НА САМОМ деле я и не рассчитывала на то, что одной-двумя статьями можно что-то изменить. Вопрос, что называется, в подходе: зачем жить, если все равно умирать?! По-разному, но люди предпочитают жить. И из сотни (без малого) присланных писем, все же конструктивных большинство. Каждый читатель пытался найти свой ответ на вопрос "Почему мы не любим "лиц кавказской национальности?" и в зависимости от этого решить проблему: "Как всем вместе жить в одном городе". Для кого-то "кавказцы" - только бандиты, которых нужно если не расстреливать, то уж точно высылать из Москвы. Кто-то не устает воспитывать "черных" едким словом всякий раз, встречая на рынках и в общественном транспорте. Говорить о том, что рецепты по совместному проживанию, изготовленные читателями, нужно немедленно прописать столице, возможно, не стоит. Но уж коль скоро программы сожительства от властей существуют и... не действуют, то, возможно, стоит хотя бы обратить внимание на некоторые предложения.

В чужой монастырь...

Александр ИВАНОВ: "Многонациональные страны, исповедующие национальный нейтралитет, как правило, ограничивают иммиграцию, а потому лишены прелестей безработицы и хозяйничанья этнических преступных группировок в своих столицах. Например, Швеция не дает въездных виз албанцам, но никто почему-то не вопит о нарушении свобод. Так же поступают почти все страны СНГ, выдавливая инородцев. А Россия проповедует политику национальной терпимости. Я это приветствую, поскольку это - признак гуманизма. Но... очевидная опасность для коренного населения в том, что кавказцы, устраиваясь в конторы, как кукушата, вытесняют оттуда не своих. Например, в стоматологической поликлинике, что около моего дома, с 1999 г. почти все врачи армяне, а до того не было ни одного. Должны ли быть ограничения в обществе по национальному признаку? Нет! Но должны быть ограничения против кумовства при приеме на работу. Как обыватель могу дать общинам рецепт национального согласия: соблюдайте принцип - в чужой монастырь со своим уставом не ходят, не навязывайте своих представлений, как надо жить, принимайте правила жизни тех, среди которых живете. Тем более что в ваших республиках этот принцип для других национальностей соблюдается неукоснительно".

Александр КОРЧАГИН: "К лицам кавказской национальности я стал присматриваться, служа в армии. Их солидарности друг с другом можно только завидовать. Но при явном "перевесе" в численности они становятся варварами. В батальонах, где их было большинство, они "держали" всех так, как... держат теперь рынки в Москве. Мне 26 лет, у меня высшее образование, хорошая работа и семья. До армии я вообще их для себя не выделял. А сейчас не спорю, что они заняли нишу в торговле, которую не хотели занимать москвичи. (Хотя я из принципа ничего у них не покупаю!) Но ведь в сфере их интересов не только торговля. Посмотрите статистику МВД Москвы по распределению сфер влияния криминальных группировок - азербайджанцы, таджики, армяне, грузины. Мое резюме к сказанному: максимум 5% "черных" приезжает в Москву для честного заработка. Путь решения проблемы без крови я вижу только один - избавиться от этнического криминала и ввести негласное ограничение на прием на работу лиц кавказской национальности. Тогда лет через десять в Москве останутся действительно люди, желающие честно работать.

Левон МАТИНЯН: "Правильно пишете, что у русских отсутствие национальной идеи заменяет ксенофобия. Когда сегодня спрашивают, как ведется в России работа над проблемой межнациональных отношений, смешно становится, потому что работа никак не ведется. К тому же часто ксенофобию поддерживают власти, чтобы... отвлекать внимание от своей посредственной работы. Сколько раз повторяли, что самые богатые россияне - евреи, но почему-то не принято вспоминать про правительственных чиновников эпохи Ельцина. У них, русских, денег не меньше. Чтобы реально начать решать национальную проблему, нужно захотеть ее решить. В частности, в Москве по ТВЦ можно начать серию программ на национальных языках. В этих программах могли бы выступать уважаемые в диаспорах люди и рассказывать на родном языке, почему в Москве нельзя вести себя, как в ауле. Помните, когда-то народы СССР жили очень дружно и уважали друг друга".

ВОЗМОЖНО, какое-то время в СССР жили дружно. И приятно, что не только по колбасе за 2,2 руб. некоторым хочется ностальгировать. Но у каждого есть своя история про "дружную" жизнь в союзные времена. Я, приезжая летом к двоюродной бабушке в Латвию, не понимала, почему на улице мы говорим по-английски. В кавказских республиках говорить по-русски было можно, но в конфликтной ситуации местные жители переходили на родной язык. Стоит ли здесь говорить об уважении?! Список претензий можно было бы продолжить, но делать это незачем. Чтобы жить мирно, нужно договариваться. Я, например, начала с себя. Мне не нравилось, что моя грузинская соседка развешивает летом белье на детской площадке. Ей, как выяснилось, не нравится, что моя машина стоит под ее окнами. Мы пошли навстречу друг другу: она развешивает белье за детской площадкой, а машину я ставлю через дорожку от ее окон.

All you need is love

Андрей ДУБИВКА: "Есть люди, которые с предубеждением относятся ко всем, кто отличается от них. Исследователь Кларк Макколи пишет, что "достаточно разделить людей на две произвольные группы - и в каждой из них возникнут свои предпочтения". Одна учительница провела эксперимент: разделила учеников третьего класса на две группы. В одной были дети с голубыми глазами, а в другой - с карими. Довольно скоро две группы стали враждовать между собой. Так что несмотря на старания лидеров государств, в мире не удается положить конец ненависти и вражде между различными этническими и национальными группами. Подпитываемые невежеством и неприязнью, вспышки ненависти возникают все чаще. Сегодняшние лидеры не замечают, что есть старое надежное решение, озвученное в Нагорной проповеди: "Любите врагов ваших".

Елена Р.: "Выход один - межнациональные браки. Дети от этих браков, как и от всех других, - святое. Ради них воздерживаются не только от конфликтов. Сама я в таком браке 14 лет, и у меня есть дети".

КОГДА идеи по национальному строительству кончаются, люди вспоминают о самом важном. Как и все предыдущие рецепты, эти два не универсальны. Но мне они нравятся. Пока аналитики пишут программы и правительство пытается их воплотить в жизнь, русские женщины выходят замуж за обходительных, заботливых, работящих и малопьющих смуглых мужчин с темными волосами. А русские мужчины женятся на далеких от идей эмансипации и феминизма, домашних и любящих детей женщинах с миндалевидными глазами и густыми волосами. Но это уже тема другой статьи.

Смотрите также: