ЧТО ждет любителей театра? Свой "сезонный прогноз" подготовила наш корреспондент Марина МУРЗИНА.
СТРАШНОВАТО выстраивать прогноз следующего сезона после полнокровного предыдущего (яркие премьеры в "Современнике", у Табакова, Фоменко, "Онегин" у Любимова, "Черный монах" Гинкаса, "Борис Годунов" Доннеланна). Не хочется думать, что он будет слабее. Хотя, скорее всего, так и случится. В искусстве События не следуют непрерывной цепью, и даже самые крупные наши мастера не каждый сезон радуют шедеврами.
Петр Фоменко привык работать над классикой кропотливо и подолгу - сейчас это Толстой: "Семейное счастье" и главы из "Войны и мира" (первая заявка - в новинку, о второй слышим уже не первый сезон). Дебют в "Современнике" драматурга Николая Коляды, постоянного автора этого театра, в качестве режиссера собственной пьесы "Уйди-уйди" с Е. Яковлевой и В. Гафтом, говорят, откладывается.
Галина Волчек неспешно готовит "Три сестры". Кроме этой чеховской пьесы нас ожидают два (а по некоторым сведениям, и три) "Вишневых сада" - в Театре им. Моссовета и "У Никитских ворот". Апокалиптический финал с заколоченным в огромном пустом доме одиноким стариком Фирсом сегодня, как никогда, символичен. Похоже, Чехов приобретает зловещую актуальность.
В целом же афиша будущего сезона вполне безобидна, носит явный отпечаток режиссерской растерянности и драматургического "безрыбья". И - не обещает сенсаций. Классика - и наша, и наиболее известная западная - ставлена-переставлена (на Шекспира у многих, уверена, уже глаза бы не глядели). Все хрестоматийные шедевры, пьесы, что со школы на слуху, более или менее освоены, и наша публика скоро станет шпарить классические тексты как по писаному.
Вот и исхитряются режиссеры - берут пьесы классические, заведомо качественные, но малоизвестные и почти не ставившиеся. Если Тургенев - то "Нахлебник", а не "Месяц в деревне". Если Достоевский - то "Дядюшкин сон" (все веселее, чем "Братья Карамазовы"!). Если Островский - то "Пучина" и "Поздняя любовь" (она в двух экземплярах - в Театре им. Станиславского и в Театре Армии). Ждем еще одно "Горе от ума" - бесприютный после скандального ухода с Малой Бронной режиссер Сергей Женовач репетирует его в Малом театре. Станет ли спектакль еще одной традиционной, в духе Малого, инсценировкой - добротной и подробной?
Острый дефицит современных пьес восполняет вечный классик А. Арбузов - ставятся "Таня" 30-х и "Старомодная комедия" 70-х гг. (в "Маяковке" и в Пушкинском). "Школа современной пьесы" верна своему названию. Здесь пойдет "Прекрасное лекарство от тоски" Семена Злотникова (прекрасного нашего драматурга, давно проживающего за рубежом), где сыграет впервые в драме знаменитая балерина Людмила Семеняка.
Из планируемых аншлагов, но с непонятными сроками выхода - "Шут Балакирев" Григория Горина у Марка Захарова. В "Ленкоме" аншлаги всегда. Тем более - последняя пьеса Горина. И давние обещания поставить ее, и долгая работа над ней у Захарова усугубляют ажиотаж.
Неугомонный Виктюк все грозится "Венерой в мехах" с фантастически похудевшей Еленой Образцовой в главной роли (правда, уже вовсю говорят, что обещанного обнаженного тела великой певицы, как и самого спектакля, мы так и не увидим). Тяга к злодеям обуяла Андрея Житинкина - он поставил неизвестную пьесу "Вышка Чикатило" скандального Михаила Волохова. Главный герой - действительно Чикатило. Его сопровождают злодеи всех времен и народов - от Каина до Гитлера.
Сенсацией в другом роде обещает стать спектакль Валерия Фокина "Воздушный город" ("Птицы") по Аристофану, показанный уже на нескольких фестивалях Европы. Заняты русские и болгары. Игрался везде под открытым небом. Цирк перемешан с приемами античного, японского театров, в нем натуральные шляпы-гнезда и очки-клювы. Предыдущий свой спектакль "Татьяна Репина" Фокин ставил на Западе в настоящем храме. Этот - желательно "на пленэре", в живописных развалинах. Где же его предстоит сыграть в Москве? Увидим будущим летом на Международной театральной олимпиаде.