СМОТР достижений российского театра под названием "Фестиваль национальной премии "Золотая Маска" - в самом разгаре. Основной драматический десант заполнил все центральные московские площадки. Мощно шествует команда из Питера: среди "спектаклей большой формы" соревнуются мэтр Лев Додин со своим экстравагантно-лаконичным творением "Молли Суини" (Малый драматический театр) и представитель "новой волны" питерской режиссуры Григорий Дитятковский ("Потерянные в звездах", театр "На Литейном"). "Спектакли малой формы" представили Андрей Могучий с оригинальной версией "Школы для дураков" Саши Соколова ("Формальный театр" и "Балтийский дом") и Григорий Козлов с Иваном Латышевым, сочинившие прозрачную акварель на тему чеховского "Лешего" (ТЮЗ им. Брянцева).
Не отстает и провинция: можно предположить, что в этот раз на "ЗМ" представлены самые заметные спектакли минувшего сезона: "Ангел приходит в Вавилон" Томской драмы в постановке некогда обласканного "Маской" Бориса Цейтлина; "Три сестры" новосибирского "Красного факела" (режиссер Олег Рыбкин - завсегдатай "масочного" смотра, правда, еще ни разу не награжденный), "Дядюшкин сон" Воронежской драмы, уже широко расхваленный в кулуарах.
Однако есть такое нехорошее соображение, что авторитетное жюри, выбирая победителя, рискует навлечь на себя обвинения в излишнем патриотизме. Ибо как ни крути, а прошлый сезон стал настолько ударным для московских театров, что состязаться с ними - занятие почти безнадежное. Невозможно представить, например, что без награды останется "Одна абсолютно счастливая деревня" Петра Фоменко - настоящий театральный шедевр и бесспорный лидер и для публики, и для критики. Думается, что "Маски" в номинациях "Лучший спектакль" и "Лучшая режиссура" поделят Фоменко и Кама Гинкас с "Черным монахом". У наших титанов есть только один серьезный конкурент того же уровня - Додин, но поскольку "Лучшую режиссуру" он забрал в прошлом году за "Чевенгур", то, видимо, мэтра отметят каким-то другим образом (к примеру, сделают "лучшим художником" Давида Боровского, чего он, без сомнения, достоин).
Правда, существует еще один щекотливый момент - спектакль "Ленкома" "Город миллионеров". Всем памятен скандал "за закрытыми дверями" (в какой-то степени справедливый), когда выяснилось, что эксперты сочли возможным выдвинуть на "ЗМ" только Олега Шейнциса, а сам спектакль и актерские работы остались "за бортом". Кроме того, Марк Захаров имеет все основания обижаться на "ЗМ" после прошлогоднего провала "Мистификации". Интересно, каким образом на этот раз будет выкручиваться жюри.
С актерскими работами ситуация похожая. Очевидно, что, как бы хорошо ни работали провинциалы, трудно будет состязаться с Константином Райкиным (его пронзительная моноисповедь "Контрабас" - бесспорное явление сезона) или Александром Филиппенко, Андреем Смоляковым, Михаилом Хомяковым в "табакерковском" "На дне" (из этого спектакля, как видим, номинированы три актера, и будет крайне забавно, если "Маска" не достанется никому). Представленные в номинации на "Лучшую женскую роль" актрисы - в большинстве своем "темные лошадки". Но думается, что здесь как раз провинциалы возьмут свое.
Что касается кукольных спектаклей, то стало очевидным появление у бесспорного и многократного лидера - театра "Тень" - достойного конкурента. Спектакль творческой мастерской Григория Козлова "Потудань", навеянный знаменитой "Песней о Волге" Резо Габриадзе, признан даже самыми большими скептиками заслуживающим приз.