ИТАЛЬЯНСКИЙ художник Аттилио Стефанони лет двадцать назад приехал в Москву. Здесь он сначала влюбился, а затем женился. Вследствие чего с головой окунулся в самые что ни есть потаенные глубины русской действительности. Последствия представлены на выставке его работ в Музее личных коллекций.
НЕВЗИРАЯ на счастливую любовь, итальянскому художнику было очень непросто понять, почему в России летом на целый месяц отключают горячую воду, а зимой периодически забывают об уличном освещении. И хотя в процессе почти двадцатилетних его вживаний в наш менталитет и воду стали отключать всего на три недели, и свет по вечерам сделался повсеместным, пронзительность первых впечатлений не смогло перебить ничто. Графика Аттилио Стефанони - исполненный сочувствия плач по человечкам, помятым тяжестью промозглого неба, всхлип по разрушенным храмам, форте по покосившимся заборам и фортиссимо по кривым мостовым. Увы вам, раздолбанным дорогам и дуракам, имеющим несчастье по ним бродить.
Если описывать представленное в импрессионистическом стиле, к которому изо всех сил стремится автор, то выглядеть это будет примерно так. "Обреченно соскользают в темные воды извилистых улиц по-венециански причудливые профили куполов Базиль Блаженного. Словно пизанская торре, падают прямо в небытие хрупкие в своей прозрачности заборы района Замоскворечь. Зовущая охра римских терм окрашивает рваную штукатурку старых арбатских фасадов..." И так далее.
Аттилио Стефанони самозабвенно рисует Москву. Непредсказуемую, пугающую, непознанную. Москва Стефанони без конца отражается в водной глади, в просторечии именуемой лужами, и тает в манящем мареве, в просторечии именуемом городским смогом. Романтизму подобного взгляда нельзя не позавидовать. Эта нервная двухцветная графика, эти рваные профили дорог, этот дрожащий пульс ливня. По темным улочкам бродят извилистые профили незнакомцев - изограмм, призванных обозначить маленького человека в большом тоталитарном мегаполисе. Однако художника Стефанони никак нельзя признать пессимистом. Его слезы о нашей жизни маняще прекрасны. Это взгляд стиля бельканто. С ренессансной высоты в перестроечную бездну. Только плакать и петь, только плакать и петь, только жить. Как говорил в таких случаях поэт Бродский.