Москвоведение под отчет

   
   

МОСКВОВЕДЕНИЕ, которое несколько лет назад пополнило и без того длинный список школьных дисциплин, так и не смогло завоевать себе место в расписании. Уж слишком много трудностей возникло вместе с появлением этого предмета. Время идет, а проблемы остаются.

ГЛАВНЫЙ вопрос: кто должен преподавать и когда? В тех немногих школах, где москвоведению выделены отдельные часы, его ведут предметники, чаще всего учителя истории или литературы. Но уроков у московского школьника столько, что поставить в расписание лишний час означает одно - дети будут сидеть за партой часов до 5 вечера. Единственным, но не лучшим способом сохранить москвоведение и при этом не выделять под него отдельные часы стало совмещение с другими предметами, такими, как история, литература или география. Несчастный учитель, который, кстати, за ведение этой дисциплины ни копейки лишней не получает, вынужден из расписанного по минутам плана урывать время для москвоведения. Видимое приличие соблюдено, администрация школы бойко докладывает об успешной интеграции, получает очередное поощрение, а самыми крайними, как всегда, оказываются учителя и дети. "Это настоящее издевательство, - говорят предметники" - Объем материала, который необходимо впихнуть в детские головы, колоссален, мы едва успеваем, приходится гнать программу. Болеть нельзя, иначе точно не успеешь. Какое тут москвоведение? Один час в месяц, а то и реже..

Многие учителя решают проблему проще - по реферату на брата, если остались неразобранные темы, дают краткую лекцию. Что при такой системе вспомнят школьники из годового курса - дай бог, название своего реферата. Конечно, идеальный способ обучения детей москвоведению - автобусные экскурсии по городу и занятия в столичных музеях. Например, музей-усадьба "Коломенское" предлагает наглядные уроки по предмету ("Древнерусский костюм", "Как построить дом"), в историко-краеведческом музее "Кунцево" экспонаты разрешают брать в руки, да еще и объяснят, как ими пользовались наши предки. Но администрации школ редко используют это, нужны дополнительные средства.

Существует уже более сотни различных учебников и хрестоматий по москвоведению, к текущему учебному году выпустили дополнительно еще 125 тыс. экземпляров. Только зачем? По мнению потребителей этого товара, учителей и школьников, нужды в учебниках, особенно таких, какие поступают в школы, нет. Зачастую они так и остаются лежать в библиотеке, никем не востребованные. Широко рекламируемые мультимедийные учебники, компакт-диски и видеопрограммы, посвященные истории столицы, электронные карты, все это, безусловно, может значительно разнообразить обучение, но где взять деньги? Если в некоторых школах единственный видеомагнитофон стоит в канцелярии, а жалюзи на окнах появились только благодаря щедрости одного папы, о деньгах на развитие странного предмета - москвоведение - мечтать и не приходится. Что можно сделать бесплатно, так это отправиться с детьми после уроков на прогулку по Москве, чем и занимаются многие учителя-альтруисты. Кстати, этим летом на совещании в Московском комитете образования предлагалось растянутый на год курс теоретического москвоведения заменить на двухнедельную экскурсионную программу во время летних каникул, мол, пользы будет больше. Но это только проекты, только разговоры.

Москволюбы-энтузиасты, которых не так уж и мало, активно общаются в Интернете. На сайте "Во всю ивановскую" собрана всевозможная информация по москвоведению: в каких школах проходят олимпиады и конкурсы, посвященные Москве, где работают курсы для учителей, почем нынче учебники, что предлагают музеи по курсу москвоведения, откуда можно скачать реферат о Кремле и наконец можно просто поговорить о Москве, не о школьном предмете, а о любимом городе.

Смотрите также: