...Первые ученики были моложе ее всего на полгода. Но это смущало только маму. Уже после первого своего урока Виктория поняла, что экономикой будет заниматься не в банке, а в школе.
Сегодня, 8 лет спустя, Виктория Евгеньевна Лебедева - победитель московского этапа конкурса "Учитель года-2001" в номинации "Лучший учитель экономики".
- А вам не кажется экономика странным предметом для начальной школы? Что можно преподавать, например, второклашкам?
- Но мы же знаем, хотя бы в общих чертах, как устроен организм человека или как идет ток по проводам. И хотя бы минимальные экономические знания нужны уже школьникам. К тому же в начальной и средней школе это практическая экономика. Например, во втором классе мы определяем необходимые потребности человека, выясняем, откуда берутся товары в магазинах. В 7-м классе изучаем рынок труда и т. д.
К тому же моя задача не просто дать набор экономических знаний, но и научить пользоваться ими, научить мыслить.
- Как выбирали лучшего учителя?
- Каждый должен был провести урок в незнакомой школе, в незнакомом классе по той теме, которую там сейчас проходят. Я могла один раз посмотреть на класс, чтобы оценить их уровень. И еще мы должны были написать свое видение модернизации системы образования.
- Вот как! И что же лучший учитель думает по поводу самых спорных на сегодня вопросов: о 12-летке и едином экзамене?
- Я считаю, если ввести 12-й класс, чтобы разгрузить школьников и растянуть программу, это действительно неплохо. Другое дело, что в свое время и 11-й класс вводили для тех же целей. Но уроков не стало меньше, учеников, наоборот, еще больше загрузили.
А вот к единому экзамену я относилась бы с большой осторожностью. Он вроде бы должен дать возможность всем получить одинаковый уровень образования. Но это предполагает, что у учителя в Москве и где-нибудь в Смоленской области одинаковые возможности. Хотя на самом деле это не так...
Мы еще должны были предложить свои решения школьной реформы, наиболее быстро окупаемые. Я предложила создать компьютерный банк методик, чтобы уравнять учителей. Переучивать их выйдет дороже. И еще большие возможности, на мой взгляд, у дистанционного образования.
- Я уже поняла, что экономику вы предпочли всему. Почему же пошли не в экономисты, а в учителя?
- Вы знаете, это такое необыкновенное ощущение. Когда входишь в класс и понимаешь: тебя приняли, тебя слушают. Я чувствую себя, как артист на сцене... К этому привыкаешь и уже не можешь отказаться.
- Считается, что у хорошего учителя практически нет личной жизни...
- Ну да, школой надо жить. Я пока не замужем, но не потому, что у меня нет времени найти кого-то. И я не зациклена только на школе. Я хожу на рок-концерты, обожаю мотоциклы, у меня много друзей-мотоциклистов. Как-то каталась с друзьями ночью. Прихожу утром в школу, а она гудит, ученики с любопытством на меня глядят. Оказалось, кто-то из ребят видел меня ночью на мотоцикле.
- Учительница-рокерша? Вас это не смутило?
- Меня ученики еще больше зауважали. Вы знаете, некоторые учителя изображают из себя таких приличных, держатся на расстоянии. Мне кажется, это неправильно. Научиться можно лишь у того, кто тебе нравится.