Знакомая мама, прочитав в прошлом номере статью о раннем развитии, заметила: чтобы заниматься с ребенком по специальной методике, нужно быть учителем. Хочется успокоить всех и еще раз напомнить: для развития ребенка педагогическое образование вовсе необязательно.
ПО БОЛЬШОМУ счету, любая мама может стать для своего ребенка и педагогом-новатором, и автором уникальной развивающей методики. А из существующих систем возьмите интересные идеи, а дальше разрабатывайте их вместе со своим малышом.
Когда сыну было около трех лет, мы начали осваивать буквы. Как-то разглядывая журнал, ребенок удивленно заметил: вот буковка, а вот - такая же. И я поняла: пора. Но буквы из букваря у нас "не пошли", и тогда я вспомнила, как психолог однажды сказала, что буквы для малышей - это своеобразные геометрические фигуры. Я купила школьные счетные палочки, и мы начали алфавит "строить". Сперва были буквы попроще типа "т", "л", потом все сложнее и сложнее в смысле построения - "н", "м", "р". И уже, наверное, через полгода сын не только "строил" буквы, но и читал их в традиционном варианте в букваре.
Вообще мое глубокое убеждение: ребенок сам вам подскажет, как именно с ним заниматься. Главное, вовремя заметить его интерес. Помню свое удивление, услышав, как 5-летний племянник стал вдруг раскладывать слова по буквам. Сейчас это любимая игра и моего ребенка, которому на год меньше, и его сверстников из детского садика. Чем вызвана такая любовь к разбору слова, я не знаю. Но зато совершенно очевидно, что это шаг не только к чтению, но и письму.
По кубикам Зайцева мы, правда, так и не научились читать и осваивали этот процесс по старинке: м-а-ма. Зато очень удобно по ним оказалось "писать". Разложив слово на буквы и слоги, ребенок подбирает соответствующие кубики и складывает их. У нас получался небольшой поезд-предложение, состоящий из 2-3 вагончиков.
А вот игра для развития внимания. Покажите ребенку несколько разных предметов и, когда он закроет глаза, что-то из вещей спрячьте. Вспомнит он, чего не хватает? Постепенно усложняйте задания, например, не убирайте предметы, а переставляйте их, вместе с крупными выбирайте и совсем мелкие.
Если все же вы не уверены в своих педагогических способностях, подберите для малыша соответствующий сад или кружок.
В Центре раннего развития "Я сам" создана своя авторская программа, в которой использованы элементы самых разных развивающих методик.
Здесь занимаются всесторонним обучением ребенка на основе гармоничного сочетания интеллектуального и физического развития. Занятия проходят в присутствии родителей и при их активном участии. Самых маленьких учеников привозят в колясках - это один из немногих центров, где берут малышей с 9 месяцев. Обучение продолжается до школы.
Все занятия проходят только в игровой форме. Так что, играя, малыш и не предполагает, что он осваивает какую-то учебную задачу. А в результате формируются познавательные интересы, познавательная и интеллектуальная активность, организуется произвольное внимание, развиваются память и воображение. Ребенок учится выделять существенное, сравнивать, обобщать и классифицировать. Получает навыки письма и чтения, глобального - когда слово воспринимается как картинка, и аналитического - когда ребенок может разобрать слово по буквам и по звукам.
Сейчас в центре проходят специальные семинары по углублению знаний родителей об особенностях детского развития и о процессе обучения малышей.