Примерное время чтения: 11 минут
285

Школа : свобода или принуждение?

Каждый русский человек знает, как нужно лечить самого себя и своих родных, знает, как нужно учить своих детей. Такова уж наша природа: ну знаем мы, как нужно, только... Откуда мы это знаем-то?! Как лечить - от мам и бабушек (так нас лечили в детстве), как учить - тоже знаем из своего прошлого, мол, нас так учили, и мы выросли приличными людьми, значит, и дети наши тоже должны... Правда, многие забыли, как мучились на скучных уроках (пилюля знаний, мол, тоже бывает горькой), как страдали от того, что не можем заниматься любимым делом из-за двоек по математике (никаких кружков, пока не исправишь все отметки!)...Странно, что при этом мало кого волнует, как эти дети (и миллионы других!) будут жить после того, как уже получат аттестаты. Будут ли они счастливы? Любимы? Уважаемы? Добры? Богаты? Щедры? Вот и хочется рассказать о том, что есть страна, где такая школа существует, и уже не одно столетие. И вот к чему это привело...

Немного истории

Всего несколько веков назад Дания была огромной империей, властвовавшей на северо-западе Европы. Полтора века назад она потеряла свое могущество, потерпев поражение в ряде войн, и из империи превратилась в почти незаметную на карте страну. Сегодня в Дании (по разным рейтингам) один из самых высоких уровней жизни в мире. И, что важно, в этой стране очень высока степень социальной защищенности граждан: развита система бесплатного здравоохранения, детские сады и школы финансируются государством, высокие пенсии, великолепные дома для престарелых и инвалидов, расположенные в самых живописных местах.

Не берусь судить, что было причиной, а что следствием: развитие оригинальной системы образования или организация общества и принятая в нем культура поведения. Но факт остается фактом - они развивались параллельно. Феномен датской школы и общества замечен давно. Роберт Пауэл, английский ученый и педагог, так озаглавил свой труд, посвященный данной проблеме: "Датская традиция свободной школы - урок для всех нас?". Описывая особенность образования в этой стране, он дает красноречивый пример: подростки во всех странах мира очень похожи друг на друга и, сидя в поезде, часто кладут ноги на сиденье напротив; но датские подростки отличаются от остальных (английских, шведских...) тем, что сначала они снимают кроссовки...

Образование в Дании

Итак, как же устроена образовательная система Дании? Каждый гражданин имеет право на бесплатное обучение и получение профессии. Я не оговорилась, употребив слово "гражданин", а не "ребенок". Ведь часто приходится учиться не только в юности, поэтому там созданы школы разного типа, в которых можно обучаться, переобучаться, доучиваться в течение всей жизни. Мне пока удалось побывать лишь в шести разных школах для детей 6-15 лет, поэтому именно о них и пойдет речь. Их там так и называют: школы для детей.

Обучение в этих школах идет 9-10 лет. В течение всего этого времени никаких отметок детям не выставляется, а в конце девятого класса все сдают выпускные экзамены по трем основным предметам: датскому и английскому языкам и математике. Никого, никогда не оставляют на второй год (отметок-то нет!), да и выпускных экзаменов никто не боится: на дальнейшую судьбу подросшего человека полученные результаты никак не влияют, а если знаний не будет хватать для дальнейшего обучения, всегда можно доучиться в специально созданных для этого школах для взрослых. После девятого класса желающие могут остаться в школе еще на один год: поучиться тому, что их действительно интересует, попутешествовать, набраться сил и опыта общения и только тогда выбирать свой дальнейший путь. Народные школы финансируются муниципалитетами и подчиняются общим правилам, в которые входит примерно одинаковое количество учебных часов по различным предметам. И, естественно, гарантированное финансирование работы учителей.

Параллельно с народными школами существует большое количество школ, которые лишь частично финансируются государством. Они объединены в разные группы (свободные школы, частные школы, школы Штайнера и Монтессори и так далее), но их главное отличие от наших частных школ состоит в том, что родители оплачивают не больше 25% от всех затрат, а учителя получают такую же зарплату, как и в народных школах. Важно, что государство никак не контролирует в них процесс обучения (поэтому их иногда называют независимыми, имеется в виду - независимыми от государственного контроля). Но все это при одном условии: детям там должно предоставляться право заниматься тремя обязательными предметами не меньше, чем в народных школах. В конце девятого года обучения они, вместе с остальными, должны сдать выпускные экзамены.

Отметки

Больше всего меня поразило то, что в Дании действительно детям не ставят никаких отметок. Честно говоря, я была уверена, что они на самом деле выставляются, но в каком-нибудь экзотическо-замаскированном виде: галочками, звездочками, палочками... Нет, тут я ошибалась. К счастью. Дело в том, что в России часть педагогов и ученых (к числу которых отношусь и я) давно, и до сих пор безуспешно, борется с отметками. Главный довод наших оппонентов состоит в том, что иначе дети ну никак не поймут свое продвижение в учебе, а это так для них важно!

И вот наконец у нас есть весомый аргумент: поймут все прекрасно наши дети и без отметок, ведь датские дети понимают! Отсутствие отметок, которые являются фактически инструментом насилия взрослых над детьми, позволяет учителю оставаться старшим коллегой, партнером для своих учеников. Я видела, как при обсуждении разных проблем дети высказывали свои идеи, мысли, и при этом никто никого не старался переубедить. Как сказала мне одна девочка, ученица девятого класса: "А зачем? Ведь каждый имеет право на свою точку зрения. Просто интересно, как думают другие, поэтому мы и расспрашиваем друг друга, обмениваемся мыслями. Но никто никого переубеждать и не собирался".

Свобода и умение подчиняться

Многие считают, что для того, чтобы воспитать в детях умение подчиняться правилам, нужно заставлять их эти правила выполнять. Пусть через силу, пусть ненавидя их - выполнять нужно, тогда они к этому привыкнут, и...

Я считаю, что униженный человек никогда не будет уважать других, а значит, не будет по личному желанию подчиняться законам нормального человеческого общения, вести себя как подобает культурному человеку. Еще один обязательный атрибут нашей школы, школьный звонок, во всех датских школах перестал играть роль сигнала начала и конца занятий. Сцены, которые я наблюдала, были так же естественны для датских коллег, как и неожиданны для меня: никаких звонков на перемены, просто учитель предлагал, например, встретиться через пятнадцать минут, а дети говорили, что могут не успеть, что им нужно больше времени. Шло нормальное обсуждение, люди договаривались о встрече, и все приходили вовремя.

Никто не наблюдал за ребятами во время перемен. Была хорошая погода, и большинство ребят спокойно развлекались во дворе: играли в футбол, бегали, лазили по деревьям, ползали по бревнам, прыгали с высоты... Мне стало страшно: вдруг расшибутся, никакой страховки от несчастных случаев. И действительно, одна девочка неаккуратно прыгнула и подвернула ногу. Ни одного учителя рядом, у них свои дела во время перемен. К девочке подошли старшие ребята, помогли встать, проверили, насколько велика травма. Все в порядке, можно продолжать игру. Правда, игра после этого стала немного спокойней, аккуратней. Было видно, что дети задумались над происшедшим и приняли меры необходимой осторожности. Сами!

В одной школе я спросила директора, не боится ли он, что дети на школьном дворе (рядом - автострада) совершенно одни, без присмотра. Он сказал, что очень боится, но иначе никак нельзя помочь им научиться регулировать степень безопасности своих действий. Родители согласны с точкой зрения директора, поэтому детям предоставляют свободу передвижений и занятий во время необходимых перерывов.

Цель образования

Вот мы и подошли к самой сложной - и самой простой, самой принципиально важной точке, которая отличает, на мой взгляд, датскую школу и, возможно, само общество от большинства других. Дело в том, что главной задачей, которую ставят перед собой учителя, выполнения которой требуют от педагогических коллективов родители учеников общеобразовательных школ в Дании (во всяком случае, тех, которые видела я), является обучение... общению.

Если ребенок будет плохо читать, не справится с таблицей умножения, школе простят: может быть, просто у этого человека другие способности, а эти предметы даются с большим трудом. Но если ребенок не научится уважать тех, кто рядом с ним, принимать людей такими, какие они есть, доброжелательно спрашивать и отвечать, договариваться с незнакомыми людьми - школа, которую он посещал, будет считаться плохой.

Общество и школа. Одно порождает другое. Что же лежит в основе? Вижу, как многие скажут, что этот вопрос из серии "Что было раньше - курица или яйцо?". Может быть, но задумываться над этим стоит. И беречь то, что сделано. И искать новое, не уничтожая накопленное.

Мы пойдем своим путем

Модернизация российского образования - в каких направлениях она ведется? Самое интересное, что инновационными школами - в одном направлении, а государственными структурами - в прямо противоположном. Самые лучшие школы дают все больше и больше свободы своим ученикам: свободы выбора, творчества. Власти проводят модернизацию по трем основным направлениям:

- перевод школы на двенадцатилетнее образование;

- введение единого государственного экзамена (ЕГЭ);

- введение образовательных стандартов.

Интересно, что на самом деле "обязательное двенадцатилетнее образование" есть далеко не во всех развитых странах мира. Например, в Японии обязательны лишь девять классов, причем в ответ на вопрос, почему так мало, ученые из Страны восходящего солнца ответили очень просто: чтобы сделать обязательным двенадцатилетнее обучение, нужно быть очень богатой страной... Наверное, мы как-то незаметно разбогатели, раз уж Министерство образования так активно пытается перейти на двенадцатилетку...

Единый экзамен пока апробируется в некоторых регионах. А вот принятие закона о стандартах грозит полным уничтожением лучших инновационных школ России. Закон этот был написан давно, но в течение последнего десятка лет тихо лежал под сукном (на радость учителям, родителям, детям). Теперь же он принят в первом чтении, а значит, возможно, скоро вступит в действие.

Небезобидный закон

Безобидный на первый взгляд закон на самом деле не просто опасен. Казалось бы: ну прописали, чему должны учить учителя в школах, чему должны научиться дети по каждому предмету, и что? Парадокс состоит в том, что ни один взрослый человек под этот "стандарт" не подходит, а бедные дети должны, иначе не получат аттестаты!

Мы не первая страна, делающая попытки принять стандарт на знания, умения, навыки, которыми должны овладеть дети за годы учебы. В начале семидесятых подобные нововведения были приняты в Америке. Это привело к тому, что чуть ли не половина учащихся была вынуждена бросить школы: дети не могли освоить программу, предлагаемую им. Были массовые выступления, демонстрации. Сегодня тенденция возобновилась, к чему это приведет - никому не известно. В Японии 150 тыс. детей отказываются ходить в школы: только свободные школы они готовы посещать по собственному желанию, но там не ставят отметок и не дают образовательных сертификатов. Усредненного, стандартного человека нет и быть не может. Закон о стандартах был принят в первом чтении этим летом. В ноябре этого года прошли парламентские слушания, по результатам которых принятие закона отложили. Надолго ли? Если закон будет принят, Пушкины и Эйнштейны никогда не закончат среднюю школу (у Пушкина и Эйнштейна были плохие отметки по... математике). Те, у кого золотые руки, но кто плохо читает и пишет, никогда не получат аттестаты. А учителя, которые все же попробуют увидеть в детях людей, а не роботов, будут преступниками, нарушающими закон.

Отсутствие отметок не позволяет учителям становиться маленькими диктаторами на своих уроках.Остается надеяться только на то, что в России никакие законы все равно не выполняются...

Если кто-то будет все время предупреждать, что делать можно, а чего нельзя, дети привыкнут, что решения за них принимают другие

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно