Love story С РАМстором

   
   

ОПТОВЫЕ рынки столицы кишат покупателями. Там их могут обсчитать, обвесить и отравить. Городские власти в курсе событий. В борьбе с рынками за здоровье народа они пытаются направить торговлю по цивилизованному пути. Цивилизация, по понятиям отцов города, это супермаркеты на каждом углу. Теоретически - чтоб быстро, чисто, недорого и вкусно. А на практике - уж как получится. Градоначальники бывают только на открытии этих магазинов. Поэтому у них смутные представления о том, как развивается торговля в открытых ими местах.

Нас окучили

НЕСМОТРЯ на обилие "местных" торговых сетей, готовых расширяться и бороться за столичного потребителя, особое расположение наши власти питают к "Рамсторам". Этот турецкий путь торгового развития, по их мнению, наиболее адаптирован к Москве. Внешнеторговая фирма "Рам Форин Трейд Компани", оператор сетевой торговли "Мигрос" и строительная компания "Энка" (все родом из Турции) объединились в "Рамэнку" в 1997 г. ради освоения территории российской столицы. "Тройственный" союз оказался на редкость плодовитым. Несмотря на суровый экономический климат и беспощадный дефолт, детища "Рамэнки" на московских просторах растут быстрее, чем пресловутые грибы. Чем турецкие "коробейники" отцов города очаровали? "Отцы" уверяют, будто с турками просто: нарезал участок - они сами строят, сами торгуют. Остается за ними только налоги подбирать. (Слух о том, что около 20% акций - у правительства города, в Комплексе по имущественно-земельным отношениям опровергли.) Может, их пленил символ "Рамстора" - обаятельный кенгуру?

Как бы ни было, иноземцы на действующих семи объектах уже освоили 140 млн. долл. А недавно на Каширском шоссе презентовали восьмой - самый крупный торговый центр этой сети. Надо признать, строить турки умеют. В мае прошлого года турки-строители получили пустырь. Тогда же, по московско-турецкой традиции, пригласили Юрия Лужкова и Владимира Ресина бросить первый камень в фундамент будущего торгового заведения. А через 8 месяцев центр уже готов. Пора торговать.

Торговые центры, "гиперы" и "суперы" отличаются друг от друга дополнительным набором услуг (химчистка, кинозал и т. д.) и занятыми площадями. Если центр занимает 30 тыс. м2, то собственно "рамсторовский" гипермаркет - только одну треть из них. Остальное сдается в аренду под рестораны быстрого питания и бутики другим фирмам. А супермаркеты - сугубо "рамсторовские" заведения. И здесь сразу заметно, что хваленые магазины от "цивилизованной" торговли еще далеки.

Вид снаружи

МАГАЗИН "Рамстор-Сокольники" по адресу Краснобогатырская, 23, открылся чуть больше года назад. Вам интересно, как там сегодня идут торговые дела? Если одним словом, то, как и обещали, КРУГЛОСУТОЧНО. В двух словах - ГРЯЗНО и ШУМНО. Хотите леденящих душу подробностей? Спросите у жителей соседнего дома N 27. Они вам расскажут, как под их окнами (выходящими когда-то во двор, а теперь на задворки "Рамстора") сутки напролет чадят фуры, как трудно засыпать под непрерывный шум погрузочно-разгрузочных работ. Про то, как осенью около подъезда случился пожар, а "пожарки" из-за припаркованных здесь трейлеров не смогли заехать во двор. И "скорая помощь" не проедет. И человек не пройдет с непривычки. Трудно скакать по капустному перегною мимо штабелей пустых коробок до двери нужного подъезда.

Только представьте, как повезло тутошним бомжам и диким животным. Для первых - во двор дома регулярно выносят просроченные продукты, а для собак - кости разной скотины, "оприходованной" в мясном отделе. Их вываливают горкой прямо на близлежащий газон. Полотно художника Верещагина про апофеоз войны помните? Очень похоже получается. Теперь бездомные люди и собаки со всего района перебрались во двор "орамсторенного" дома на ПМЖ.

Вид изнутри

ОЧЕРЕДЬ в кассы - первое, что бросилось в глаза в "Рамсторе" на Комсомольской площади. Из двух десятков касс половина не работает. Так экономят на зарплате кассиров, а наше без толку потраченное время - не в счет.

На входе один из потенциальных покупателей качал свои конституционные права. Гражданин уверял, что принудительное закутывание вещей, принесенных с собой, в полиэтиленовый пакет с надписью "не вскрывать до выхода из магазина", ущемляет его достоинство. Покупатель попался впечатлительный, но камеры хранения здесь нет, как и мест для парковки автомобилей у магазина. Так что приезжать и уезжать, нагрузившись, лучше в метро и желательно без привычной для пенсионеров тележки.

Ассортимент, конечно, богатый. 20 тыс. наименований впихнули на 5 тыс. м2. Но попробуйте выбрать хотя бы что-то из овощей! Картошка - гнилая, как бананы, бананы - черные, как картошка, лимоны - пожухлые, как из гербария. В соседней секции - одноразовые трусы и носки, которые ноги красят. Не в смысле красоты, а буквально.

В то, что "товары здесь продаются по ценам оптового рынка, а во многих случаях и ниже", не верьте. Реклама лукавит. Так было когда-то, но сегодня продукты "повседневного спроса" на рынке дешевле. А на деликатесах "рамсторовские" ценники зашкаливает, как и в любом другом "супер-гипере". А как же знаменитые рамсторовские сейлы? Вы уже успели купить клубную карточку? Выражаю соболезнование. Нет, 25 руб., потраченные на нее, - небольшие деньги. Но вам придется очень постараться, чтобы окупить даже такую мизерную сумму. Потому что скидки в 1-2 руб. устанавливают на неходовые товары.

Хорошо, что "Книгу отзывов и предложений" здесь не прячут. Хотя одну, по признанию персонала, уже "увели" (возможно, после аналогичного визита журналиста). Чтиво на редкость увлекательное. Большинство записей - ругательные. Убедитесь, что ваши личные впечатления с народными совпадают. Народ жалуется на отсутствие все той же парковки, на огромные очереди, на некачественный товар, на хамство охраны и персонала. Читать вообще полезно. Иначе как узнать, что в "Рамсторе", вместо того чтоб вернуть деньги за некачественный товар, вас могут "вытолкать с помощью рук" (как одну из покупательниц), могут "впарить" просроченное пирожное с плесенью внутри (про него написано в книге жалоб).

Здесь гражданку чуть не отравили, там отравили жизнь целому дому. Пострадавшие в недоумении: "Это же обыкновенная частная лавочка, только размером побольше. Почему же никто не может с ней справиться?" Могут. Но не знают, не видят и не хотят.

В перспективе

У ВЛАДЕЛЬЦЕВ "Рамсторов" есть большая турецкая мечта - построить 100 своих магазинов в Москве. Восемь уже работают в разных концах города. Осталось построить 92. Руководитель Департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков проблемы в этом не видит. По данным его департамента, в столице 6200 продмагов. От них город имеет почти 12% поступлений в бюджет. 5%, т. е. каждый 13-й от общего количества магазинов, - супермаркет. Это немного. Для примера: в Чехии - каждый второй, а на Западе их вообще 80%.

Судя по оптимизму руководителя департамента, у нас все впереди. И прирастать столичные торговые прилавки в первую очередь будут "Рамсторами". Сто не сто, а 4 новые площадки им уже выделили в пределах Москвы. Не выделили, а по результатам тендера среди 5 участников отписали. Руководитель "Энки" г-н Герчек уверен, что в Москве у них конкурентов нет. По строительной части - возможно. А по организации торговли... Неужели "Рамэнке" нет равных?

К примеру, давно известно, что к нам рвется "Метро". Немецкая фирма уже успела по всему миру "рассадить" 2 тыс. магазинов. Ее "Сash end Сarry" специализируются на мелком опте. Разговор об их открытии в Москве идет уже года три. Почему до сих пор не сложилось, никто из столичных чиновников внятно не смог объяснить. Наши местные "Перекрестки" и "Седьмые континенты", "Авоськи" и "Копейки" консолидируются, чтобы противостоять экспансии. Объединенные "суперсилы" столичной торговли тоже мечтают о поддержке столичных властей-однолюбов.

Своя мечта есть и у столичного покупателя - о качественных товарах по доступным ценам, о вежливых продавцах за чистыми прилавками и чтобы все это - рядом с домом. Мечты сбываются. Когда интересам покупателей не изменяют с разными "кенгуру".

Смотрите также: