Примерное время чтения: 5 минут
190

Большие магазины не для нас?

ОДНА моя коллега, вернувшись с модного заграничного курорта, вздохнула: "Даже город не успела осмотреть: все время застревала в торговых центрах... часов на 7-8". В Москве, конечно же, тоже можно часами ходить по магазинам, но именно "по магазинам", а не по "магазину". Потому что крупных супермаркетов на сегодняшний день в столице раз-два и обчелся.

Что у нас есть

СРАЗУ оговорюсь: речь не идет о расплодившихся в пределах Садового кольца "галереях" и "пассажах". Во-первых, они все же являются аналогом привычных всем универмагов, а во-вторых, цены в них большинству горожан вовсе не кажутся удобоваримыми. Конечно, и их можно со спокойной душой обозвать "торговыми центрами" и успокоиться, но дело же не в названии. Вспомните, сколько у нас магазинов, в которых можно купить все: от замороженного карпа до постельного белья, устав от покупок, посидеть в уютном кафе, при желании сходить в кино или сыграть партию в боулинг, детей оставить на попечение любезного персонала и при этом не разориться? Лично мне на ум приходят только гипермаркеты "Рамстор" да торговый центр "Тишинка" - и то с большой натяжкой.

Начну с "Рамсторов": ассортимент в этих магазинах действительно разнообразен, но назвать доступными цены на все товары язык не поворачивается. Правда, продукты здесь покупать порой выгоднее, чем на рынках, особенно если брать по "спецпредложению". Но большая часть помещения сдается все тем же бутикам "забугорных" фирм, даже подойти к которым простому обывателю страшновато. Да и непосредственно рамсторовские цены на одежду, игрушки, канцтовары и т. п. "кусаются". Кроме того, механизм обслуживания клиента, который, как известно, всегда прав, так и не доведен до ума. Я, например, битых 50 мин. стояла около стола информации, пытаясь выяснить, есть ли на складе чемодан нужного мне размера. Половина этого времени у меня ушла на привлечение внимания не очень любезной девушки, сидящей за столиком. Оставшиеся полчаса я с нетерпением ожидала консультанта, который, процедив сквозь зубы: "Весь товар в зале" - демонстративно удалился. Честно говоря, после этого я пулей вылетела из магазина, не обратив никакого внимания на преимущества в виде кинозалов и кафешек. Что касается "Тишинки" - то это вообще какой-то странный симбиоз рынка и дорогого магазина. С одной стороны, тетечки с золотыми зубами, торгующие "парн?ой" свининой, с другой - бутики с запредельными ценами. Стоянка и закусочные прилагаются. Поэтому среди крупных супермаркетов самым удачным изобретением стали, пожалуй, узкоспециализированные магазины, торгующие "всем для ремонта": во-первых, найти здесь можно действительно все - от посуды и мебели до гвоздей и вагонки, а во-вторых, цены рассчитаны на покупателей с разной толщиной кошелька.

Отличным выходом для людей небогатых призваны стать магазины-дискаунты (см. таблицу). В идеале - это супермаркеты с самообслуживанием, которые торгуют буквально всем по сниженным ценам. Снижается цена за счет минимальных затрат на оформление залов. Товары выставляются не на красочных стеллажах, а в обычных коробках. Однако пока в существующих магазинах можно приобрести только продукты и сопутствующие товары (бытовую химию, кое-что из посуды и т. п.), да и на всю столицу их всего 36.

Что нам обещают

ПО ЗАВЕРЕНИЯМ специалистов НИиПИ Генплана Москвы, в ближайшие пять лет основное направление в области строительства торговых объектов можно охарактеризовать двумя словами: "крупный" и "капитальный". Так, на месте существующих рынков предполагается возвести огромные торговые центры, а большие магазины должны поглотить мелкие. Причем строить обещают в самых подходящих местах: супермаркеты до 8 тыс. м2 торговой площади - около станций метро; торговые комплексы в составе многофункциональных центров (это те, которые с кафешками, кино и массой других развлечений) емкостью 10-80 тыс. м2 - в системе общегородского центра, а гипермаркеты по 20-40 тыс. м2 - на городских магистралях. Не забыты и магазины-дискаунты: в течение ближайшего года в столице под них должно быть выделено 150 нежилых помещений. Еще 10 земельных участков уйдет на строительство магазинов-складов типа кэш-энд-керри: желанных супермаркетов, торгующих всем (а не только продуктами) по сниженным ценам.

Все это, безусловно, здорово, однако есть одно "но": кем и как это будет делаться. Например, существует понятие "социально гарантированный уровень обслуживания населения". Его показатель в Центральном округе равен 1238 м2 торговой площади на 1 тыс. жителей, а в Юго-Восточном - 135 м2. Другими словами, количество магазинов напрямую зависит от покупательной способности окрестных жителей (или гостей столицы). Поэтому попытки всех уравнять по количеству супермаркетов (которые, хотя бы теоретически, активно предпринимаются градостроителями) к успеху приведут вряд ли. Об этом говорят, например, руководители компании "Рамэнка", являющейся владельцем сети гипермаркетов "Рамстор". Один магазин в Марьиной Роще обошелся им в 45 млн. долл., и окупится он не раньше чем в 2008 г. Поэтому и строят они свои супермаркеты в районах, считающихся "престижными", там, где живут состоятельные горожане: Кунцево, Сокольники, Останкино. А вот на строительство магазина в Подмосковье (пусть и самом ближайшем) практически ни одну компанию не могут сподвигнуть даже щадящие, по сравнению с московскими, налоги. Потому что уровень доходов в области значительно ниже, чем в столице. Жители Подмосковья ничего купить не смогут, а москвичи сюда не зайдут, у нас нет привычки ездить далеко: отовариваемся в мелких магазинчиках рядом с домом, упорно думая, что в больших магазинах все дороже. Кстати, тем же представителям "Рамэнка" не очень верится, что маленькие магазинчики вообще можно "изничтожить", поэтому со строительства гипермаркетов они собираются перейти на возведение более миниатюрных супермаркетов. А вы говорите, "крупные торговые объекты"...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно