Примерное время чтения: 5 минут
142

Темная сторона торговли

В конце 90-х годов меня очень занимал вопрос: почему большие магазины не работают круглосуточно? Ведь кроме пива, вина, хлеба и колбасы - стандартного набора небольшой палатки - поздним вечером могут пригодиться другие продукты и товары. Сегодня в столице полно маркетов, открытых в неурочное время.

КРУГЛОСУТОЧНЫЙ режим работы торгового комплекса нынче не воспринимается как диковинка. Борьба за покупателя идет нешуточная, конкурирующих друг с другом сетей в Москве все больше: "Перекресток", "Патэрсон", "12 месяцев", "Седьмой континент", "Metro cash & carry", "Квартал". И постоянно появляются новые маркеты с вывесками "Открыто 24 часа". "Еще несколько лет назад круглосуточный режим работы большого магазина себя не оправдывал, но сейчас уровень ночных продаж достаточно высок, - говорит Шамиль Мурадов, заместитель коммерческого директора сети торговых центров "Твой дом". - Более 80% товаров в нашем комплексе можно купить в неурочное время. Кроме того, ночью действует скидка в 3%, и люди пользуются этим, приобретая дорогостоящие вещи, например, люстры или генераторы".

Круглосуточные магазины - спасение для трудоголиков

ТОТ факт, что можно прийти за покупками хоть в полночь, хоть на рассвете, привлекает многих москвичей самого разного достатка и образа жизни. Множество горожан работает посменно, и закупаться всем необходимым для домашнего хозяйства днем у них не получается никак. Такая же история и у тех, кто проводит на работе большую часть суток: трудоголики, прирожденные и вынужденные, ответственные работники и им подобные даже выходные дни частенько проводят в офисе. И круглосуточные магазины для них настоящее спасение. В ночных центрах можно встретить и случайных посетителей. Например, родителей маленьких детей. Один мой знакомый вызвал большой интерес у кассира в супермаркете, выложив перед ней в два часа ночи такой набор - бутылку водки, беруши и три пакета молока. "Ребенку - водку, жене - молоко, а беруши - мне", - сказал он. Но, увидев ошарашенное лицо кассира, пояснил: "У малыша температура, надо обтирать, жене приходится пить много жидкости, чтобы кормить грудью, а я с помощью берушей наконец-то посплю". Но в основном водку берут для привычных целей. "Судя по 38 круглосуточным магазинам нашей сети, в ночное время покупают в основном хлеб, крепкие алкогольные напитки, пиво, - рассказывает директор по торговле сети "Перекресток" Игорь Сотников, - а также закуски, мясную гастрономию и сигареты".

Обычно покупателей в ночное время немного, особенно с 3 до 6 часов. Исключением являются предпраздничные дни. Под Новый год, чтобы не стоять в гигантских очередях, даже "жаворонки" готовы отправиться за покупками на ночь глядя. А есть еще Рождество, 23 февраля, 8 Марта, первомайские праздники - все эти даты сопровождаются массовыми скоплениями народа у касс и к продавцам отделов, где требуется расфасовка товара.

Ночью дешевле?

НО НЕ СТОИТ думать, что работа магазина ночью ничем не отличается от дневной смены. Есть несколько существенных недостатков, на которые указывают недовольные посетители в жалобных книгах супермаркетов и торговых центров. Все коммерсанты клянутся, что в любое время суток в торговом зале можно найти консультанта или продавца. В реальности ночью, если и удается найти человека в форменной одежде, велика вероятность услышать от него что-то вроде: "Я работаю в другом отделе, сегодня дежурю по залу, вам ничем помочь не могу, и вообще... не мешайте готовить зал для дневной торговли". Постоянно приходится сталкиваться с тем, что колбасный, мясной, салатный отделы ночью оказываются закрыты. А "для удобства посетителей" прямо на прилавок выкладывается уже расфасованная продукция, которой на самом деле следует находиться в охлажденной витрине. Высказать свои претензии посетитель может только жалобной книге, если таковую найдет. Начальство же по ночам спит, и требовать вместо сонного "консультанта" заведующего, директора или хозяина этого супермаркета просто смешно.

Кстати, некоторые столичные компании устраивают так называемые ночные акции. То есть на одну или две ночи торговый центр остается открытым для покупателей, и целый ряд товаров реализуется по специальной сниженной цене. Мол, раз вы ради нас встали с кровати, мы даем вам существенную скидку при покупке. Только коммерсант никогда не станет работать себе в убыток. На одной из недавних акций, куда зазывали москвичей скидками на товары для дома и ремонта, был применен старый, как мир, прием введения клиента в заблуждение. В авральном порядке все ценники переклеили, и доверчивый покупатель отнимал от новой, завышенной, цены обещанные 12% скидки... не подозревая, что краска и обои стоят столько же, сколько и днем.

Если говорить об отношении к круглосуточной торговле жителей дома, где расположено заведение, или обитателей окрестных зданий, то здесь мнения диаметрально противоположные. В столичные управы, которые утверждают режим работы магазинов, постоянно приходят жалобы на яркое освещение вывесок, шум подъезжающих машин и громкие разговоры покупателей, пакующихся у дверей супермаркета. Те же, кому из-за удачного расположения квартиры ночная жизнь магазина не мешает спать, только приветствуют открытие по соседству новых круглосуточных магазинов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно