Все рынки стройматериалов обязали обзавестись стенами и крышей. Что приведет к подорожанию товара.
Покупатели не знают: где, что, почем?
В столице 27 крупных крытых и открытых рынков стройматериалов.
Более 70% горожан закупают все для ремонта жилья именно на специализированных открытых рынках.
ЛЕТО - идеальное время для ремонта. Толпы москвичей, озабоченных благоустройством жилья, бегут отовариваться на городские рынки стройматериалов. Причем в их стройных рядах замечены не одни лишь бедняки да середняки. Состоятельные граждане, которым доходы позволяют покупать сантехнику по цене от 2 тыс. долл., нанимать модных дизайнеров и заграничных мастеров, тоже не гнушаются походами на специализированные торжища. Тем не менее городские власти полагают, что рынки стройматериалов в том виде, в котором они существуют, устарели. А есть ли выбор?..
СПЕЦИАЛЬНОЙ доктрины по их обновлению муниципалы разрабатывать не стали. Как сообщили в городском Департаменте потребительского рынка и услуг, "строительные дворы" будут модернизироваться в согласии с общей программой реконструкции городских рынков. Это означает, что существующие павильоны, контейнеры и склады будут сметены с лица земли. На их месте вырастут новые торговые центры, где все будет продаваться под одной крышей и по более высокой цене. Так уж повелось: стоит городскому рынку обзавестись крышей - в прямом смысле крышей, как он немедленно из дешевого превращается в дорогой. Исключений из этого правила пока не зафиксировано. Так называемые "элитные" крытые рынки уже существуют - это, например, "Эспострой на Нахимовском" или "Строительный двор" у станции метро "Войковская". Действительно популярные у горожан комплексы, где представлен большой выбор стройматериалов и товаров для дома. Но цены там на порядки выше, чем на до сих пор не модернизированных "Каширском дворе", митинском "Суперстрое" или прочих специализированных открытых стройрынках в районе МКАД.
Но главное: на качестве торговли и услуг реконструкция рынка - как ее понимают муниципалы - никак не сказывается. Ведь что собой сегодня представляет комплекс по продаже стройматериалов - не важно, модернизированный или живущий по старинке, продажами с контейнеров? Это муравейник, который нужно по меньшей мере один раз целиком обойти, чтобы понять, как он устроен. Скажем, "Каширский двор" - это 6 га (до начала строительства 3-го транспортного кольца было 10 га!) и более 300 контейнеров, или, иначе говоря, торговых точек. Чтобы найти, выбрать и купить клеевую побелку, пару ящиков настенной плитки и банку краски, здесь придется потратить как минимум половину дня. По словам гендиректора этого рынка Валерия Турбина, уже ведется работа по зонированию торговых рядов - близкие группы товаров будут сосредоточены в одних и тех же местах, а не разбросаны, как сейчас, по всему комплексу. Кроме того, на новой территории "Каширского двора" покупатели на входе теперь могут получить информационные схемки и при желании в платной справочной службе рынка узнать, есть ли в наличии нужный материал и сколько он стоит.
Как в лесу
ПРИШЛИ к необходимости организовать справочную службу и на "Суперстрое" в Митино. Там она, правда, бесплатная. Но в целом - дозвониться, получить какую-либо полезную информацию по телефону или даже на территории большинства строительных рынков города невозможно. Именно поэтому часть строительно-ремонтных фирм, особенно из числа долгожителей, работающих по 6-7 лет, на рынках уже не отоваривается. "На обычном городском строительном рынке мы можем купить разве что... грабли, - заявили в отделе снабжения одной из таких фирм. - Все, что нужно для ремонта, заказываем на своей оптовой базе по телефону, потом посылаем машину и забираем заказ. И как постоянные клиенты имеем большие скидки". Но обычному горожанину доступ к этому чудесному необременительному сервису и скидкам закрыт. Оптовые базы и склады работают только с юридическими лицами.
Для кого писаны правила?
ПОРАЗИТЕЛЬНАЯ вещь, но, между прочим, наличие указателей с информацией о том, что в конкретном ряду продается, зонирование территории, наличие справочной службы, соблюдение чистоты, необходимость вывешивать схему рынка на всех его входах-выходах - это не прихоть потребителей и не проявление заботы отдельных директоров о клиентах. Это... правила организации работы рынков Москвы, в том числе и строительных. Составлены городской властью и в первую очередь ею же, похоже, намертво забыты. Вместо того чтобы призвать рынки к работе в режиме, максимально удобном для потребителя, отцы города железной рукой решили загнать их под отреконструированные стены и крыши. Надо полагать, по принципу: с глаз долой - из сердца вон. Чтобы снаружи рынок смотрелся прилично и цивилизованно. А что внутри - неважно.
Комментарии специалистов
Виктор ВОЛКОВ, депутат Мосгордумы:
- С ОДНОЙ стороны, рынок - это хаос. Даже на очень больших, таких как Каширский или "Дмитровский двор", все перемешано - плитка, сантехника, краски, инструменты. Очень неудобно ориентироваться. Но с другой стороны - многим людям нравится как раз ходить, смотреть и выбирать товар. И в этом смысле лучше рынка места нет. К тому же там можно торговаться. Я сам делал ремонт квартиры, зарплата депутата не позволяет заказать все нужные материалы по телефону с доставкой на дом, вот и пришлось лично заниматься закупками. Так вот, во-первых, на рынке мне удалось сторговать сантехнику на 20 долл. дешевле выставленной цены, во-вторых, получил скидку на партию плитки - много купил. Еще мне нужны были 6-метровые балясины. В магазине такого не купишь, слишком большие, а на рынке - пожалуйста. Понадобились перила - 12 штук, нашел подходящие, но у торговцев было только 8. Тут же договорился с ними, что доточат недостающие. Это, кстати, еще одно несомненное преимущество рынка - здесь можно встретить мелких производителей, которые сделают работу на заказ. Рынкам стройматериалов разве что не мешало бы немного цивилизоваться и все-таки упорядочить торговлю. Потребность в этом у покупателей уже есть, но сами рынки, похоже, этого не ощущают.
Михаил ИВАНОВ, гендиректор ремонтно-строительной фирмы:
- НА РЫНКЕ мы покупаем всякую мелочовку - расходный инструмент, сыпучие материалы, доски. Почему? С рынком трудно иметь дело, как с постоянным партнером, поставщики там меняются, а в магазинах они более-менее постоянные. У нас был случай, когда один из наших работников, подчеркиваю, не случайный человек, а специалист, купил на рынке кран, который оказался с браком и лопнул. В результате горячей водой залило 3 этажа. Обычный человек тем более не застрахован от таких ситуаций. На рынке можно купить качественный товар, а можно и промахнуться - это вопрос удачи. Поэтому, например, джакузи для заказчика мы купим только в специализированном магазине, и, кстати, не факт, что там это будет стоить дороже. И дорогой отделочный материал, как показывает наш опыт, тоже не стоит искать на рынке, который не должен торговать по-настоящему элитными, эксклюзивными вещами, потому что не дает гарантии качества.
Владлен МАКСИМОВ, председатель координационного совета профсоюза предпринимателей "Лига Свободы":
- НА МОЙ взгляд, рыночная торговля стройматериалами - самая активно развивающаяся отрасль, и альтернативы ей нет. Рынок хорош тем, что на нем существует внутренняя конкуренция. Например, невозможно представить, чтобы там стоял один-единственный торговец паркетом. Рядом с ним возникает целый ряд, где продают покрытия для пола. А значит, потребитель получает возможность выбирать - в ассортименте, в качестве, в цене. В магазине выбор ограничен. Там торгуют определенным набором товаров, и причем какая-то их часть вполне может стоить так же, как на рынке, - некоторые магазины покупают продукцию у производителей. Но, как правило, не всю, другую часть своего ассортимента они берут на реализацию, делают накрутки. Я покупал для себя сантехнику, проехался по магазинам, в среднем она там в 1,5 раза дороже, чем на рынке. Еще один очевидный плюс рынка - туда можно заехать на машине, а в супермаркет, где тоже может быть большой выбор отделочных материалов, все-таки не заедешь. Единственное неудобство - рыночная территория обычно очень большая, чтобы найти свое да и просто сориентироваться, порой нужно обойти все ряды и потерять много времени.