В ПЯТНИЦУ днем в Консерватории была эвакуация. Поступил анонимный звонок, что в здании заложено взрывное устройство. Все помещения, по которым давно уже плачет капитальная реконструкция, вмиг опустели. Толпа перед фасадом собралась приличная. Приехали милиция и "скорая помощь". Прибывшие с собаками кинологи произвели поиск, который, к счастью, не дал результатов. Где-то после 13.00 все рассосалось, и консерваторская жизнь приняла привычный оборот.
"Лифт им. Кабалье"
НА СРАВНИТЕЛЬНО небольшом пятачке земли на Большой Никитской, 13, располагается вместилище муз, воплощение преемственности поколений, альма-матер великих и рядовых музыкантов, эпицентр столичной музыкальной жизни, излюбленное место меломанов, коллекционеров и тусовщиков от музыки, одним словом, лучшая консерватория мира - Московская. В соответствии с латинским корнем (conservare - сохранять) здесь еще не разучились беречь духовное наследие нации и культурные традиции страны. Внутри Консерватории тоже есть свои главные достопримечательности - кроме буфета и курилки на втором этаже в левом крыле (своеобразный центр общения), это, конечно же, знаменитый Большой зал с органом французской фирмы "Кавайе-Коль" и уникальной акустической системой (которая за годы советской власти была изрядно подпорчена). Среди "экзотических" объектов - новый лифт "имени Монтсеррат Кабалье" на служебном входе, заработавший наконец после того, как однажды пришлось на руках поднимать величественную во всех отношениях примадонну, и душ "имени Джесси Норман", устроенный в закулисной части в ожидании не менее величественной черной дивы, главным условием гастролей которой было наличие душа (впрочем, она так и не приехала).
Утром и днем здесь из всех классов и залов доносятся гаммы, этюды и что-то более благозвучное, слышны звуки всех на свете инструментов и даже органа, а вечером зажигаются огни концертной жизни и на сцену Большого зала выходят первоклассные и плохие оркестры, большие и малые звезды из всех уголков планеты. Летнее затишье нарушают экзамены и толпы абитуриентов и раз в четыре года шумный Конкурс Чайковского. А в зрительном зале изо дня в день одни и те же лица. За свою столетнюю историю БЗК переслушал целый сонм великих и бессмертных, начиная с Петра Ильича, имя которого с гордостью носит наша Консерватория. Признайтесь, ну хоть один раз вы назначали кому-нибудь встречу у памятника Чайковскому в маленьком скверике перед "консой", как ласково именуют это учреждение посвященные.
Бриллианты на музыку
КОРНИ возникновения русских консерваторий надо искать в меломанстве Великой княгини Елены Павловны, супруги Великого князя Михаила Павловича (сына Павла I). В 1859 г. под ее покровительством было основано Императорское русское музыкальное общество. Когда было нужно, она вносила материальные пожертвования, а однажды продала свои бриллианты. Московское отделение РМО возглавил 25-летний пианист и дирижер Николай Рубинштейн. В 1866 г. открылась Московская консерватория, первым директором которой и стал Н. Рубинштейн. В то время собственного помещения у Консерватории не было, и арендовали дом баронессы Черкасовой на Воздвиженке (разрушен во время бомбежки 1941 г.). Теорию музыки преподавал молодой Чайковский, класс фортепиано вел Иосиф Венявский (брат знаменитого польского скрипача-виртуоза), игре на скрипке в числе прочих обучал балетный композитор Людвиг Минкус (автор знаменитого "Дон Кихота"). За обучение взималось 100 руб. в год, зачисленные сверх комплекта платили 200.
В 1871 г. хозяйка дома потребовала увеличения арендной платы в два раза. Денег у Консерватории не хватало, к тому же в старом здании стало тесно из-за наплыва учеников. Поэтому арендовали, а позже выкупили в собственность дом Воронцовых-Дашковых на Большой Никитской, 13 (тогда здание имело совершенно другой вид, в левом крыле, к примеру, располагался известный в округе винный погребок). Последующими директорами были композитор Сергей Танеев, незаслуженно мало исполняемый сегодня, и пианист Василий Сафонов. Делом жизни последнего стало строительство существующего ныне здания Консерватории и укрепление ее общественного авторитета. Сафонову удалось выхлопотать у императора Александра III крупную субсидию в 400 тыс. руб., а еще раньше 200 тыс. внес купец Солодовников.
Не для балов
25 ОКТЯБРЯ 1898 г., в день пятилетия со дня смерти одного из основателей Консерватории - П. И. Чайковского, состоялось открытие Малого зала. Тогда же начались занятия в новеньких, пахнущих краской классах. После этого строительство замедлилось из-за нехватки средств. Сафонову вновь удается получить солидные пожертвования от императорской фамилии, отечественных и иностранных меценатов. Архитектор Загорский проект всех построек составил безвозмездно, а мраморные ступени обеих лестниц (по 76 на правой и левой), поднимающихся от вестибюля с дорическими колоннами к фойе, положил за свой счет. Художник Бодаревский за небольшой гонорар исполнил 14 медальонов русских и иностранных композиторов, украшающих внутреннее убранство Большого зала (от Глинки до Вагнера).
Строительство обошлось РМО в сумму больше 1 млн. руб. Это был первый специализированный концертный зал, сооруженный исключительно в музыкальных целях, а не для балов и иных увеселительных мероприятий. 7 апреля 1901 г. с большой торжественностью и в присутствии Великого князя Константина Константиновича состоялась церемония освящения Большого зала. В 1907 г. по инициативе композитора и педагога Московской консерватории Сергея Василенко в БЗК открылся цикл "Общедоступные исторические концерты" длиной в 10 лет. Сегодня эту благородную традицию продолжает Большой симфонический оркестр имени П. И.Чайковского под управлением В. Федосеева. Именно ему принадлежит инициатива "ремейка" исторического инаугурационного концерта "день-в-день" 100-летия зала. Приходите в БЗК 7 апреля 2001 г., и вы услышите точь-в-точь ту же программу, что и счастливчики, попавшие на открытие Большого зала 100 лет назад.