Никто не хотел воевать

   
   

НУ НЕ ВЕЗЕТ нам с Америкой! И кто только додумался разместить Россию и США на одной планете? Но нет худа без добра: не успели мы с ними в очередной раз как следует поругаться, а американский режиссер Роджер Дональдсон уже выпустил фильм "13 дней". О том, как красиво и крупномасштабно мы ссорились в прошлом.

НАШЕЙ страны этот фильм касается самым непосредственным образом. Проще говоря, без нас и "кина бы не было". Ну кто, кроме злокозненных русских, мог в 1962 году открыть на Кубе, в 5 минутах полета до Вашингтона, свою ракетную базу?

Америка, понятно, в ужасе. Многозвездные генералы изо всех сил жмут на молодого президента Джона Кеннеди (Брюс Гринвуд), чтобы тот ударил первым. Советский лидер Хрущев тоже отступать не намерен, причем Кеннеди чувствует, что и в Москве в это время происходит точно такое же перетягивание каната между "ястребами" и "голубями".

Сперва может показаться, что фильм беспросветно скучен: персонажи только тем и занимаются, что играют в гольф, пьют виски и устраивают бесконечные заседания по поводу спасения человечества. Но если приглядеться повнимательнее, становится понятным, что лента вовсе не об этом, а... о роли протекции в жизни общества и о том, "из какого сора" делается мировая история.

Став президентом, Джон Кеннеди "по блату" притащил в Белый дом не только брата Роберта (Стивен Калп), но и кучу своих знакомых еще по студенческим временам в Гарварде. В это ближайшее окружение, известное в Америке как "ирландская мафия", входит и главный герой фильма, секретарь президента по особым поручениям Кеннет О`Доннелл (Кевин Костнер). К середине картины он с ужасом осознает, что две сверхдержавы не имеют никаких каналов, по которым можно было бы урегулировать кризис. Дипломаты швыряются грозными нотами, в ООН - обычное словоблудие, а мир на всех парах катится к катастрофе.

Положение спасает то, что у Страны Советов тоже оказалось немало "блатных" и "позвоночных". И Никита Хрущев (в фильме отсутствует, а жаль), сделавшись первым секретарем ЦК, окружил себя верными людьми. В "13 днях" это резидент КГБ в Вашингтоне Фомин. Тот шапочно знаком с одним американским журналистом, который, в свою очередь, по чистой случайности хорошо знает Роберта Кеннеди. Вот по такой хитрой цепочке, сильно напоминающей игру в испорченный телефон, Хрущев передает американцам предложение убрать свои ракеты с Кубы в обмен на демонтаж американских пусковых установок в Турции. По ней же получает ответ: президент Кеннеди согласен.

Почему-то за рамками фильма остался знаменитый телефонный разговор Хрущева и Кеннеди, который, собственно, и положил конец Карибскому кризису. Вместо того чтобы названивать в Москву, Джон шатается по Белому дому в затрапезной майке, а его Жаклин собирает в Овальном кабинете игрушки, раскиданные там многочисленными президентскими чадами. Некоторые вопросы вызывают и сотрудники советского посольства, которые зачем-то днем и ночью носят красноармейские звездочки. Хотя, возможно, это хитрый режиссерский ход: как еще объяснить американскому зрителю, что в 62-м русские (даром что коммунисты) тоже не хотели воевать?

Смотрите также: