Бюстгальтер как лицо эпохи

   
   

В МОСКВЕ открылись две выставки, посвященные одной теме - нижнему белью. В Московском центре искусств на Неглинке, 14, обосновались англичане - Inside Out. Underwear and style in the UK (примерный перевод - "Внутреннее - наружу"). В ЦДХ на Крымском валу разместилась "Память тела" - белье советской эпохи. Их и смотреть лучше именно так, в паре. Лишь в этом случае картина уходящего в историю века станет полной, а ответ на вопрос: "Почему мы такие разные" - мучительно ясным. Белье - тот самый язык, который "враг мой". Оно рассказывает о самых интимных уголках нашей души, о наших страхах и комплексах, страстях и желаниях, о нашем месте в мире и отношении к этому миру. Белье - последняя, самая тонкая грань между личным и общественным, между человеком и властью.

Английское исподнее переживало вместе с англичанками все те события, которыми был насыщен ХХ век: войну и атаку технического прогресса, сексуальную революцию и феминизм. Оно вместе с его хозяйками кидалось из крайности в крайность: от суперсексуальных, почти порнографических моделей 60-х гг. до почти мужских панталон эпохи феминизма, когда экзальтированные дамочки публично сжигали на площадях свои лифчики. Белье впитало иронию и экстравагантность английских дизайнеров "новой волны" - в витринах красуются меховые корсеты Вивьен Вествуд, лифчики с "газами" от Пола Смита, трусы-кольчуги и пр., пр. А трусики от Марк & Спенсер, словно рождественская гирлянда, протянулись вдоль всей галереи.

Белье советской эпохи сурово и наивно, безыскусно и трогательно. В нем словно слились в единое целое стремление государства превратить его граждан в безликие винтики и желание этих граждан в эти самые винтики не превратиться. Борьба с унылостью ассортимента и беспросветным дефицитом рождало на свет потрясающие вещи: кофточки, перешитые из мужских кальсон, лифчики, любовно украшенные вырезанными из цветной ткани цветочками, эрзац-колготки (трикотажные чулки, пришитые к трикотажным же колготкам). Англичанки свой "арсенал" использовали "по назначению" - обольщать, провоцировать, жить с комфортом. Для советских женщин белье было сродни доспехам - натягивая штаны с начесом, мы таким образом пытались защитить свой внутренний мир от "всевидящего ока". А наша интимная одежда - как истинное дитя своей эпохи - не льнуло послушно к плоти, оно цеплялось за нас, оставляя рубцы на теле и в душе, цеплялось за жизнь: разорванные в лоскуты комбинации и чулки ложились ковриками у дверей, мужские майки оборачивались тряпками для смахивания пыли, нижние рубашки, оставшиеся от "бывших", перешивались в летние костюмы.

Все это сохранилось: в Англии - в музеях, у нас - по чемоданам и антресолям. И теперь снова вернулось, выставленное в витринах и на манекенах, чтобы напомнить нам о том, что мы пережили и почему стали такими, какие мы есть.

Экспозиция "Память тела" открыта до 10 мая, Inside Out - до 20 мая.

Смотрите также: