Человек еще 3 тысячи лет назад придумал первую обувь! И с тех пор она стала неотъемлемой частью повседневной жизни, а также предметом высокой моды.
Однако, обо всем по порядку. История обуви такая же древняя, как и история человеческой культуры, и форма обуви, как впрочем, и ее предназначение, с течением времени изменялись, дорабатывались и усовершенствовались. Сегодня, вне сомнений, человечество сумело создать обувь на все случаи жизни - для дома и работы, для спорта и выхода в свет... Тем не менее, все нынешнее пестрое разнообразие зародилось на Востоке.
Обувь со всего света
Уже в 3500 г. до нашей эры египтяне изготавливали с помощью отпечатков ступней на мокром песке точно подогнанные подметки из сплетенного папируса. Креплениями служили ремешки, сплетенные из необработанной кожи. Эти сандалии защищали ступни от горячего песка и неровной поверхности, однако нога все же оставалась полностью открытой - этой особенностью воспользовались египетские женщины, которые носили на ногах различные украшения. Однако в те времена обувь была доступна далеко не каждому - низшие сословия, ремесленники и солдаты ходили босыми.
Древние евреи носили обувь из кожи, шерсти, тростника или дерева. В доме было принято снимать обувь во время траура или в присутствии гостя, которому оказывалось особое уважение. Воины носили железную и медную обувь.
У греков, помимо простых сандалий, изображенных на большей части древних статуй, были уже и полубашмаки с задником, а также - сапоги на шнуровке, которые преимущественно носили женщины. Шнуровка обычно разукрашивалась, что придавало каждой паре обуви неповторимость и индивидуальность. У охотников Крита греки заимствовали эндромисы - сапоги без носка. В них во всей красе предстают перед нами быстроногая греческая богиня охоты Артемида (у римлян - Диана), а также вполне реальные пастухи и мифические фавны.
Древние римляне, многое переняли у завоеванных ими греков. У римлян существовало два вида обуви: один "calceus", закрывающий всю ногу и завязывающийся спереди ремнем, ленточкой или шнурком; другой - "solea" (сандалии), прикрывающие только подошву ноги и прикрепляющиеся ремешками. Римлянин, появлявшийся публично, носил всегда "calceus". Женщины, выходя на улицу, надевали сандалии. Обувь сенаторов была черного цвета и доходила до щиколотки. На подколеннике прикреплялись изображения месяца из серебра или золота (luna, lunula, littera C), служившие отличительным знаком сенаторов-патрициев. Во времена императоров обувь украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Подошвы сандалий римских императриц были вылиты из чистого золота, а ремешки украшали драгоценные камни.
Интересно, что у римлян обувь была еще и своеобразным орудием правосудия. Так на осужденных за отцеубийство надевали деревянную обувь, ее носили также и беднейшие слои населения.
В ХIV веке рядовым дворянам в соответствии с веяниями моды того времени, полагалось носить башмаки или туфли на полтора размера больше длины ступни, а баронам - на два. Князья и предприимчивые негоцианты могли носить башмаки даже на три (!) размера больше, чем это фактически было нужно. Носочную часть обуви приходилось подвязывать цепочкой, чтобы не падать при ходьбе и поклонах.
У европейцев обувь была предметом особого внимания. Умение красиво и элегантно носить ее было признаком хорошего тона. Французский король Филипп IV законом установил: все принцы королевской крови могут носить обувь с носочной частью любой длины, да еще загнутой вверх. Для башмаков дворян устанавливался предел - не более 60 сантиметров (2 фута), для горожан - не более одного фута. Мода на длинноносую обувь быстро охватила все европейские страны. А щеголи, которые были, как известно, во все времена, прикрепляли на кончик носка колокольчик или погремушку.
XX век в плане "обувного дела" продвинулся весьма далеко. Сегодня существует лишь одна единственная проблема - ВЫБОРА! Каждая обувная компания всеми возможными и невозможными способами старается привлечь внимание придирчивого покупателя именно к своему товару, - к каждому новому сезону выпускаются все новые и новые коллекции сапог, ботинок, туфель, сандалий, шлепанцев... В условиях такой жесткой конкуренции немаловажным становится фактор КАЧЕСТВА и КОМФОРТНОСТИ обуви. Хотя, конечно, не менее популярными остаются и авангардные модели - на громадных платформах, с неподъемной и громоздкой подошвой, со светящимися шнурками, брызгающие водой и издающие музыку при ходьбе. Работая над созданием обуви XXI века, современным дизайнерам есть где разгуляться, дать волю своим самым дерзким проектам! Однако, если повнимательнее присмотреться к последним тенденциям в обувной моде, можно заметить определенное сходство и с XIV веком (см.выше) - те же длинные носы, оптически увеличивающие размер ноги, и даже с первобытными временами, - летние сабо с изящными кожаными ремешками, обвивающими ногу. Безусловно, меняются материалы, совершенствуются технологии изготовления обуви, но, в сущности, мы не далеко ушли от тех же греков и римлян.
Как рождается туфелька
До ста рабочих этапов насчитывает путь таинственного превращения эскиза обуви, разработанного на бумаге, до осязаемого его воплощения в реальную туфельку! Начальным и, без сомнения, самым важным этапом является процесс изготовления колодки. Колодка - это вырезанная вручную из дерева или вылитая из искусственного материала копия ступни. Колодка, определяющая кривизну подошвы и, как следствие, ее устойчивость, играет основополагающую роль в отношении будущей комфортности обуви. Для каждого типа обуви, будь то эксклюзивная модель или же массовый продукт, требуется своя индивидуальная колодка. Первым делом сапожник изготавливает отпечаток или слепок ступни, с которого впоследствии снимается до 35 мерок. По ним он судит о симметрии пальцев, определяет высоту подъема и обхват ступни, вычисляет длину большого пальца и кривизну подошвы. Кроме того, еще необходимо предусмотреть то, как будет двигаться нога в будущем образце обуви. Настоящим мастерством при изготовлении колодки является умение учесть все проведенные расчеты и сохранить при этом выработанный дизайн обуви. По готовой колодке сначала вырезаются наружные и внутренние заготовки передней и задней частей обуви. Как правило, заготовки вырезаются из кожи. Затем они сшиваются вместе и некоторое время размачиваются. Заготовка натягивается на колодку и сушится около двух недель. Теперь нужно добавить подошву и каблук, а затем стельку. После чего остается самый последний, творческий, этап - придание туфельке (ботинку, сапогу и т. д.) индивидуальности, неповторимости... И вот теперь ТУФЕЛЬКА ГОТОВА!
Как не стать подкаблучником?
В Македонии, в районе Голичник, существует интересный обычай: после свадьбы молодоженов отправляют на ночь в подвал, где для них в уголке приготовлены шапка и ботинки. Между новоиспеченными мужем и женой тут же завязывается борьба за эти предметы. По поверью, если жена отнимет шапку у мужа, то будет в замужестве счастлива, так что супруг сопротивляется лишь формально. А вот с ботинками дело обстоит значительно серьезнее: быть упустившему ботинки под каблуком супруга всю оставшуюся совместную жизнь.
Лапоть сплести - не поле перейти
Согласно народным преданиям царь Петр I все умел делать, до всего сам дошел, а над запятником лаптя задумался и бросил. В Петербурге тот недоплетеный лапоть хранят и показывают... Были на Руси в стародавние времена башмачники-"волчки", которым заграничные мастера и в подметки не годились. Вот какая занимательная история произошла с одним таким "волчком".
Пожаловала как-то из Парижа в Москву одна капризная французская модница и потребовала показать ей лучшего обувного мастера. Повели ее в Марьину рощу - тогдашнюю Мекку башмачного дела - к "волчку" по кличке Цыганок. Посмотрела француженка на работу мастера и, не долго думая, заказала сразу две пары башмаков. Одну пару испачкала в грязи и будто бы ношеную завернула в газету, чтобы не платить пошлины на таможне, другую надела, а свои парижские туфельки выбросила. По возращении в Париж, француженка загрязненную пару очистила и продала, окупив одним махом и обе пары башмаков от "волчка", и свое путешествие в Москву.
Туфли для кушетки
Что касается истории женских туфель, известно, что где-то в 1680 году в моде были туфли на таком высоком и тонком каблуке, что дамы могли ходить на них, только опираясь на трость. Как-то известная артистка тех лет Элизабет Хойзлер заказала туфельки с каблуком высотой в 16 см. Разумеется, в такой обуви она не могла ходить, а лишь лежала на кушетке на сцене...