Так платить ли за парковку?

   
   

ХОТЯ и говорят, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения, менее дорогим его содержание от этого не становится. Платить автолюбителям приходится не только за эксплуатацию железного коня, но и за "постой". Гаражи, места на стоянках, ракушки - все это требует денежных вложений. Столичный асфальт нынче тоже в цене: стоит остановиться на пять минут в каком-нибудь более или менее оживленном месте, как тут же к машине подскакивает улыбчивый человек в бушлате с "просьбой" заплатить за пользование муниципальной парковкой.

Муниципальная в чистом виде

ТАК НАЗЫВАЕМАЯ "платная парковка" действительно может оказаться обычным куском дороги, "прихватизированным" оборотистыми молодцами. Как рассказал нам и. о. гендиректора ГУП ГСПП Владимир Клушин, на сегодняшний день в столице действует примерно 380 (на 13,8 тыс. машиномест) официальных платных парковок. А по статистике, каждый день одномоментно на улицах города паркуется 270 тыс. автомобилей. Можно себе представить, сколько "неофициальных" парковщиков наживается на нашей с вами наивности. Между тем отличить муниципальную парковку от всего остального достаточно просто. Платные парковки обязательно обозначаются соответствующими дорожными знаками, а на груди у парковщика переливается бляха с московским гербом и надписью "Муниципальная платная парковка". На видном месте должны висеть правила пользования парковкой, а на руки автолюбителям выдаются парковочные талоны установленного образца: красочные продолговатые кусочки картона с множеством степеней защиты (а не невнятные ксерокопии на туалетной бумаге). Если же вас все еще гложат сомнения, попросите парковщика показать документы: он должен с готовностью откликнуться. Кроме права собирать деньги за "постой" у парковщика существуют и обязанности. Во-первых, он отвечает за сохранность автомобиля: то есть теоретически уедете вы на той же машине, на которой приехали (за хищения из салона никто ответственности не несет). А во-вторых, парковщик должен помогать водителям грамотно располагать свои авто на стоянке.

Пока суд да дело

ВОПРОС, платить или не платить, мучает уже не первое поколение автолюбителей. Понятно, что большинство предпочло бы парковаться "на халяву", только что им за это будет? Вот что говорит по этому поводу адвокат Леонид Ольшанский: "В законе "Об основах налоговой системы в РФ" сказано, что, как только в регионе вводится налог с продаж, в нем автоматически отменяются 17 видов платежей, в том числе и плата за парковки. Наряду с этим законом существует постановление столичного правительства, которое обязывает автолюбителей за парковку платить. В декабре прошлого года Мосгорсуд признал этот документ не действующим с момента издания (то есть, если у автомобилистов сохранились на руках чеки, теоретически они могут даже потребовать свои деньги обратно). Правда, московские власти подали апелляцию, так что ПОКА РЕШЕНИЕ МОСГОРСУДА НЕ ИМЕЕТ СИЛЫ. Несмотря на это, автолюбители могут смело отказываться отдавать кровно заработанные рубли за место на парковке. За отказ платить человека можно привлечь либо к административной, либо к гражданской ответственности. Но в Кодексе об административных нарушениях нет статьи "отказался платить за парковку", а что касается гражданской ответственности: вряд ли какой-нибудь парковщик подаст на вас в суд из-за 10 руб. Насчет силовых методов имейте в виду: насильное удержание автолюбителя или машины на стоянке - дело уголовно наказуемое".

Автомобилисты давно уже следуют советам адвоката Ольшанского, поэтому в последнее время все больше муниципальных парковок закрывается. Между тем, например, по мнению президента Ассоциации московских парковщиков Валентина Тишнева, плата за парковку - вовсе не разновидность побора: "Вы посмотрите, что сейчас делается на дорогах! Большинство водителей паркуется где и как хочет. И им совершенно все равно, что нарисовано на знаке или как здесь будет парковаться следующая машина. На многих улицах из-за неправильно припаркованных автомобилей возникают пробки. Не говоря уже о том, что все стараются подъехать как можно ближе к месту назначения, из-за чего вместо 4 полос движения свободными остаются только 2, а тротуары целиком заставлены автомобилями. Поэтому я считаю, что плата за парковку - это компенсация за неудобство, которое ты причиняешь остальным".

Что дальше

ПЕЧАЛЬНО, но факт: от платных парковок нам никуда не деться. Как рассказала зав. сектором развития пассажирского транспорта НИиПИ Генплана Москвы Елена Боровик, основой дальнейшего развития столичной инфраструктуры является введение дифференцированной платы за парковки. Придумали такую систему для того, чтобы "оттянуть" машины из центра. Автомобилисты по городу (особенно в пределах Садового кольца) уже и так не ездят, а все больше стоят в пробках, между тем личных авто с каждым годом все прибавляется. Стимулировать интерес москвичей к общественному транспорту решили рублем. Суть программы такова: на территории города будет построен каскад так называемых перехватывающих стоянок. Располагаться они будут около станций метро (а если за пределами МКАД, то у железнодорожных платформ) или остановок наземного транспорта. При этом чем дальше от центра стоянка, тем меньше денег будут платить автомобилисты за парковку. Предполагается, что нынешние активные пользователи личного автотранспорта, дабы не платить бешеные деньги за парковку, по дороге к месту назначения будут оставлять свои машины на "перехватывающих" стоянках, а остаток пути проделывать на общественном транспорте. Те же, кому обязательно надо подъехать "к самым ступенькам", смогут парковаться в центре, но по гораздо более высоким ценам. Также в дальнейшем на парковках предполагается перейти с наличного на безналичный расчет: людей в бушлатах хотят заменить паркоматами (рассчитан на две машины) и паркометрами (один на всю стоянку). Но это совсем отдаленная перспектива, слишком уж дорого: сегодня паркометр стоит порядка 10 тыс. долл., а паркомат - от 375 до 1,5 тыс. долл. К тому же они принимают не деньги, а талоны или пластиковые карточки, производство которых тоже стоит денег.

И последнее. Допустим, москвичи признают, что за парковки платить надо. Вопрос в другом: КОМУ пойдут наши деньги? Мужчины в бушлатах, привычным движением пересчитывающие наличность, особого доверия, простите, не вызывают. Автоматы при работе с деньгами куда честнее. К тому же сейчас муниципальные парковки - это куски земли, взятые в аренду частными предприятиями, которые в свою очередь контролирует ГУП ГСПП. А "частники", даже подконтрольные, как известно, с властями делиться не любят. Так, может быть, стоит муниципальные парковки из разряда "получастных" перевести в "абсолютно городские"? И тогда мы точно будем знать, что наши деньги идут не дяде в карман, а в столичный бюджет и в итоге их истратят на наши нужды.

Смотрите также: