Примерное время чтения: 3 минуты
110

Автомат устал. Его замкнуло

МОСКВА продолжает гореть. На прошлой неделе пожар случился в Театре Станиславского и Немировича-Данченко: из-за перегрузки в электросети произошло короткое замыкание. По данным Главного управления государственной противопожарной службы столицы, число возгораний по причине неисправностей в электропроводке возросло на 10,9% по сравнению с прошлым годом. "За пять месяцев зарегистрировано 754 случая, погибли 24 человека. Нарушение правил эксплуатации электроприборов является одной из основных причин пожаров", - пояснили в пресс-службе УГПС.

НАШ читатель, кандидат технических наук Георгий Черников, много лет проработавший в энергетике, считает, что около 20% москвичей живут "в условиях перманентного поджога". Он обращает внимание на то, что защитные автоматы, расположенные в щитках на лестничных площадках, не проверяются. "В каждую квартиру ток идет через защитный автомат, это как бы ваш домашний пожарный, - говорит Георгий Борисович. - Как только в квартире происходит короткое замыкание, он моментально обесточивает помещение. Узнать, исправен автомат или пришел в негодность, можно только в случае замыкания. Но стоит ли ждать этого момента? Конечно, нет. Поэтому правилами технической эксплуатации (ПТЭ) предусмотрена проверка этих простых, но важных устройств - хотя бы раз в год. Стоимость проверки и опробования автомата пустяковая - не более 20 руб. в год. И ее даже закладывают в тарифы потребления электроэнергии. Но автоматы-то никто не проверяет! По моим оценкам, каждый пятый из них неисправен".

Проводить проверки обязаны ДЕЗы, а в целом по Москве - Управление жилищно-коммунального хозяйства. В его смете имеется статья "Обслуживание и ремонт электрооборудования". Контроль за работами осуществляет Госэнергонадзор. Предписания выдают и региональные отделы Госпожнадзора. "Разве может один инспектор проверить тысячи лестничных клеток? - вопрошают в УГПС. - Это должны делать жилищные организации". Что касается Госэнергонадзора, то эта организация, по мнению Георгия Черникова, закрывает глаза на отсутствие проверок электрооборудования в жилом секторе: "ДЕЗы, как всегда, ссылаются на то, что у них нет денег на работы. Но ведь нужна очень маленькая сумма! Обратите внимание, что Энергонадзор заключает с ДЕЗами договоры (это позволяет закон "О некоммерческих организациях"), хотя они являются для него поднадзорными структурами. Контролер о чем-то договаривается с контролируемым - как такое может быть?"

Известно, что 74% пожаров в Москве происходит именно в жилом секторе. А защитные автоматы, между прочим, стоят далеко не во всех домах. Если в новостройках размещают современное оборудование, то в старых зданиях по-прежнему используют устройства с пробками (вспомните выражение "выбило пробки"). Пожарные знают, что это оборудование ненадежно: чтобы не менять постоянно перегорающие пробки, жильцы ставят вместо них "жучки" - куски проволоки, которые остаются целыми при перегруженной электросети. Неудивительно, что старые дома у нас горят чаще. Кого в этом винить? ДЕЗы, Энергонадзор или самих жильцов?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно