ВОЗВРАТИЛАСЬ я однажды домой и обнаружила, что дверь в подъезде заперта. Порадовалась: мои соседи с упорством, достойным лучшего применения, вечно подкладывали под входную дверь кирпичик. Так, по их мнению, можно было избежать грохота, сопровождающего каждое открывание двери, а в вечернее время еще и эха, гуляющего по двору. Но на смену радости пришло недоумение: подъезд был не просто закрыт, а закрыт на новый кодовый замок. Как его открыть, я, естественно, не знала. За один рабочий день во входную дверь вмонтировали новое запирающее устройство, забыв предупредить жильцов. Когда наконец мне все же удалось попасть в дом, из почтового ящика я достала бумажку, сообщающую, что в моем подъезде "установлен кодовый механический замок, открывающийся одновременным нажатием трех кнопок".
Чем больше замков, тем лучше
ДВА года назад деревянную дверь в моем подъезде, не закрывающуюся в принципе, а вовсе не из-за кирпичика, заменили на металлическую. В комплекте прилагался кодовый замок, который не работал сразу, да и потом тоже не работал. Он вообще ни одного дня не работал. Между тем дез регулярно сообщал мне, что "в квартплату входит плата за техническое обслуживание кодовых замков в размере 2 руб. 65 коп." Через полгода сумма выросла до 6 руб. 40 коп. А за пару дней до установки второго замка дез перестал требовать с меня абонентскую плату. Как образовались на одном подъезде два замка и почему оба раза не спросили жильцов, какое запирающее устройство они хотели бы видеть на двери своего подъезда? Ответы на эти вопросы нашлись сразу. Установка первого кода совпала с началом программы московского правительства "О наведении порядка в подъездах жилых домов". А второго - с выходом постановления "О ходе выполнения документов правительства Москвы о наведении порядка в подъездах жилых домов и задачах по проведению этой работы в 1999-2001 гг.".
В программе говорилось о выборе домофона или замка САМИМИ ЖИЛЬЦАМИ, дезы должны были лишь помочь жильцам организоваться и, в случае необходимости, выступить посредниками при оформлении сделки с фирмой, устанавливающей и обслуживающей устройства. Часть суммы за установку должен был платить город, часть - добавлять жильцы. Имея в виду, что средний домофон с установкой стоил и стоит 10 тыс. руб., город намеривался брать на себя оплату до 50% от этой суммы. На это были выделены бюджетные деньги. Для оплаты обслуживания предполагалось либо пользоваться строчкой в лицевом счете жильцов, куда бы вносилась ежемесячная абонентская плата, либо при каждой поломке домофона жильцы в складчину собирали нужную сумму.
Но договариваться с жильцами дезы не стали. Городских же денег на домофоны не хватило. Новые кодовые замки в некоторых домах поработали немного и потом сломались, а в некоторых не работали ни одного дня. Из 99,6 тыс. установленных в прошлом году запирающих устройств 67,7 тыс. - кодовые замки (это 68% от общего количества). В качестве оплаты была выбрана строчка в лицевом счете. По другому и быть не могло, ведь как можно собирать деньги с жильцов, которых работники деза в глаза-то ни разу не видели?! И коммунальные службы уже готовы были отчитаться, что правительственная программа выполнена, все деньги (порядка 3 млрд. руб.) потрачены, но ЖИЛЬЦЫ СТАЛИ ЖАЛОВАТЬСЯ. Отказывались платить за так называемое обслуживание, недоумевая, почему за замок, стоимость которого 600 руб., нужно платить 6,4 руб. в месяц. Если предположить, что в подъезде 20 квартир, ясно, что окупается замок меньше чем за полгода, а чинить его все равно никто не будет. Уж не на ремонт ли офисов коммунальных служб собираются деньги? Я не знаю, чем бы все закончилось (точнее, знаю, что не закончилось бы ничем), если бы не выборы мэра. Верьте только делам, помните? Так появилось постановление "О ходе выполнения документов правительства Москвы о наведении порядка...". А за ним и новые кодовые замки.
Не заплатишь - не получишь
В РЕДАКЦИЮ звонят читатели и спрашивают, что делать, если замок в подъезде не работает, а дезы требуют плату. Если ответить коротко - не платить. Тем более что в городской программе этому решению можно найти оправдание: услуги по контролю за замками и домофонами, а также сбору платежей жилищные предприятия оказывают БЕСПЛАТНО. Закон о потребителях тоже на нашей стороне и говорит, что потребитель не обязан оплачивать услугу, которую он не заказывал. (Кстати, плата за замок включает антивандальные мероприятия, профилактические работы, связанные не только с замком, но и с дверью, и имеющимися на ней деталями, например доводчиками двери. Хотела бы я увидеть подъезд, в котором без дополнительных просьб все перечисленное делают.) Но боюсь, в дезах этому не обрадуются. Ведь чтобы получить самую обычную выписку из домовой книги, вам нужно будет представить квиток с внесенной квартплатой. Единственный способ законно избежать конфликтов с дезом - платить абонентскую плату отдельной от квартплаты строчкой. Или также отдельно ее не платить.
Формальный подход, с которым реализуются самые привлекательные городские программы, уже не раздражает, а вызывает смех. Вспоминается анекдот про мужа и жену, которые поутру не могли решить, что же им делать с кучей грязных ребятишек - отмыть или новых нарожать. Управление жилищно-коммунального хозяйства уже отчиталось: установлено 72% от запланированных на этот год... кодовых замков. А между тем в программе "О наведении порядка в подъездах жилых домов" есть одна замечательная строчка: при недостижении жильцами дома общего согласия о том, сколько платить, кому платить и за что платить, запирающие устройства или домофоны НЕ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ. Получается, что власти нарушили и продолжают нарушать собственные распоряжения.