Как избежать недоразумений
ТАИСИЯ Васильевна Насибулина, 69-летняя пенсионерка, лишилась мужа 7 лет назад - он умер от инсульта. Единственный сын с женой и детьми задолго до этого уехал на Сахалин, так что женщина осталась совсем одна. Постепенно квартира, лишенная мужской руки, стала терять товарный вид - то кран потечет, то трубы засорятся. Настал момент, когда почти вся сантехника в доме пришла в негодность. Подруги посоветовали Таисии Васильевне обратиться в диспетчерскую и вызвать мастера. Говорили, что, если повезет, можно договориться за символическую плату. В назначенный день к Таисии Васильевне пришел сантехник - молодой человек лет двадцати пяти. И с ходу предложил пенсионерке "хорошее" импортное оборудование, которое, понятное дело, стоило больших денег. Но и за работу молодой мастер запросил немало - 400 руб. за смену "елочки" на кухне, 30 руб. - за две новых прокладки в ванной, 200 руб. - за установку сливного механизма в туалете. В результате Таисия Васильевна смогла позволить себе только самое необходимое - смену прокладок и прочистку забившейся трубы между ванной и кухней (за это с нее взяли 80 рублей). А от остального ремонта пришлось отказаться. Пожилая женщина очень расстроилась: не повезло, больно жадный мастер попался. Но что поделаешь?
Комментарий специалиста
За комментарием мы обратились к начальнику одной из московских ДЕЗов. Свою фамилию начальник попросил не называть, сославшись на непростые отношения с начальством, а рассказал он следующее:
- Сейчас проблемой жилищно-коммунального хозяйства занимаются две самостоятельные организации - ДЕЗ (дирекция единого заказчика) и подрядчик. ДЕЗ по отношению к подрядчику - работодатель, подрядчик - исполнитель заказанных работ. Если говорить о капитальном ремонте помещений, то ежегодно проводится обследование домов (особенно домов старого фонда), рассматриваются персональные обращения жильцов. По результатам проверки в отделе капитального ремонта ДЕЗа составляется заявка на проведение необходимых мероприятий по ремонту. Дальнейшее решение зависит от ряда вышестоящих инстанций (районная управа, префектура). Только если там вопрос будет решен положительно, подрядная организация получит от нас соответствующие предписания на выполнение работ.
В отношении мелкого ремонта ситуация попроще - существуют конкретные тарифы на все виды работ, и тарифы эти можно без труда узнать в ДЕЗе по месту жительства. Чтобы вызвать мастера, нужно только связаться с диспетчером, изложить свою проблему и ждать. Мастер должен подойти по указанному адресу в течение смены и выполнить заявку.
Увы, между жителями и мастерами нередко возникают недоразумения по поводу оплаты за ремонт. Поэтому хочу дать читателям "Долгожителя" несколько практических советов.
Первое: не поленитесь дойти до ДЕЗа и узнать тарифы на интересующие вас работы. Кстати, для ветеранов войны и инвалидов оплата льготная - 50% от стоимости услуг. Более того, некоторые услуги мы стараемся оказывать таким гражданам бесплатно, особенно если речь идет о людях одиноких и беспомощных. Но совершенно бесплатно ремонт в квартире вам никто не сделает.
Второе: когда мастер предлагает вам за дополнительную плату установить импортное оборудование, вы имеете полное право отказаться и потребовать исправного отечественного.
Третье: если прибывший по вызову сотрудник ремонтной службы явно завышает цену, требуйте с него номер расчетного счета организации, в которой он работает. Вы имеете полное право производить оплату через банк. Если ремонтник, вместо того чтобы сообщить вам банковские реквизиты, обиделся и ушел, своей работы не выполнив, свяжитесь с руководителем подрядной организации по месту жительства. Увы, может случиться, что и там вам реквизитов не сообщат. Не отчаивайтесь. Идите в ДЕЗ, делайте письменную заявку на платные услуги и оплачивайте квитанции. Вам должны прислать ремонтника. И если даже это не помогло, смело пишите жалобу начальнику ДЕЗа - в подобном случае он имеет право принять самые строгие меры.
И четвертое: если вы рассчитались с подрядчиком через банк, обязательно сделайте копии квитанций об оплате, просто чтобы вас не смогли обвинить в том, что вы не заплатили. Последовав моим советам, вы наверняка сэкономите деньги.
Опыт показывает, что обычно жильцам и мастерам удается как-то договориться частным образом. Увы, законного решения проблемы "человеческого фактора" лично я в обозримом будущем не вижу. Хотя бы потому, что работа ремонтников - низкооплачиваема.
Полезная информация
За смену прокладок с Таисии Васильевны потребовали 30 рублей, за установку кухонного смесителя "елочка" - 400. Сколько же стоят эти услуги на самом деле?
Самыми востребованными сантехническими работами являются: замена смесителя с душем - 107 руб. 24 коп., кухонной "елочки" - 158 руб. 77 коп., кранов - 7 р. 90 коп. и прокладок - бесплатно! Также бесплатно вам обязаны устранить засор в трубах (если он произошел не по вине жильца) и заменить вентили в сантехшкафах. Самая дорогая сантехуслуга - замена ванны (243 руб.).
Электриков чаще всего просят сменить розетку (11 руб. 93 коп.) или выключатель (10 руб. 82 коп.). Самая дешевая услуга "по электричеству" - смена неисправного потолочного патрона (9 руб. 05 коп.), самая дорогая - установка подвесных светильников с лампами накаливания (37 руб. 78 коп.).
Среди отделочных работ дороже всего обходится облицовка керамической плиткой (74 руб. 62 коп. за 1 м2), дешевле всего - механическая отделка б/у паркетной поверхности (3 руб. 35 коп. за 1 м2). Штукатурка стен и потолков стоит 51 руб. 05 коп. и 38 руб. 61 коп. за 1 м2 соответственно; масляная окраска окон - 22 руб. 27 коп. за 1 м2. Покрытие масляной краской стен, дверей и потолков чуть дешевле. Смена обоев производится по цене 26 руб. 41 коп. за 1 м2. Покрыть 1 м2 паркета лаком (в 3 слоя) можно за 7 руб. 25 коп.
Среди "прочих" услуг наибольшей популярностью пользуется смена замка (37 руб. 78 коп.). Проще всего (за 5 руб. 59 коп.) установить дверную ручку, а вот собственная рассеянность обходится дорого - в случае если вы оставили дома ключи, вам придется отдать за вскрытие двери с ее последующей подгонкой 239 руб. 39 коп.
Приведенные цены - цены за работу. Все необходимые приборы и стройматериалы жилец приобретает самостоятельно в магазине либо у мастера. Сотрудник ремонтной службы не имеет права продавать жильцу приборы и материалы "с наценкой".
Приведены московские данные. Возможно, в других регионах стоимость услуг иная, но она, скорее всего, будет ниже указанной - ведь Москва не только самый дорогой город России, но и один из самых дорогих городов мира.
Из почты "АиФ Долгожитель"
Боюсь жить в собственном доме
Дом, в котором я живу, построен относительно недавно - 13 лет назад. Но он в ужасном состоянии уже сейчас. Почти сразу после заселения у меня потрескались потолки на кухне, вскрылся линолеум. Раковина в ванной, унитаз, розетки - все шатается, держится "на соплях". Я к ним лишний раз прикоснуться боюсь - вдруг они окончательно рухнут. У меня отсырела стена, выходящая к лифту, все обои из-за этого в плесени. Постоянно подтекают трубы в туалете, вдобавок ко всем несчастьям еще и стекло в комнате треснуло. А живу я одна, и помочь мне некому.
Но не только в одной моей квартире дело - стены в нашем подъезде за 13 лет ни разу не покрасили, все почтовые ящики выдернуты "с мясом", а лифт вечно сломан. Он вроде должен поднимать по четыре человека, но ломается, даже если в него войдут трое. И никому никакого дела! В ЖЭКе сказали, что дом, мол, еще совсем новый и ремонта не требует. А когда я попыталась вызвать в свою квартиру электрика, он запросил с меня бешеную сумму лишь за пару выключателей! Пенсия у меня всего 1060 рублей, и я не могу себе позволить дорогостоящий ремонт. Так и живу до сих пор со сломанными выключателями - они на проводах висят, а я, как свет зажигаю, все жду, когда же меня током ударит? Что мне делать, ума не приложу?! А ведь как хорошо-то было. При Советском-то Союзе нам раз в 10 лет ремонт делали. Причем совершенно бесплатно. А теперь, выходит, и пожаловаться некому.
От Квашенко А. К., пенсионерки, Владимирская обл.