Примерное время чтения: 6 минут
117

Транспорт вертикального взлёта

ИЗ ХРОНИКИ. На юго-востоке столицы второкласснику прищемило голову дверьми лифта. Мальчик погиб, люблинская межрайонная прокуратура возбудила уголовное дело по статье "халатность"... В жилом доме на Петровско-Разумовской аллее оборвался трос, в то время когда в кабине лифта находился человек. В шахте сработали блокираторы, и мужчина, к счастью, не пострадал...

КАЖДЫЙ день мы ездим на лифте. И практически все могут поделиться воспоминаниями о том, как застревали в кабине и как долго там просидели. Почему этот "вид транспорта" вызывает столько нареканий? И даже если не брать трагическую статистику, которая, увы, присутствует, вспомните хотя бы, сколько народу оказалось заложниками во время майского энергокризиса.

СОГЛАСНО статистике, в жилых домах столицы установлено 93 тыс. лифтов, которые, как и люди, оказались на разных ступенях социального положения. Есть механизмы с частотными преобразователями, чтобы пассажиры не дёргались, а ехали плавно. Служат такие лифты в элитных домах. А есть 1,5 тыс. скрипящих работяг, установленных в каркасно-приставных шахтах к пятиэтажкам, которые во время недавних морозов вовсе отказывались ездить. На последнем издыхании трудится 15 тыс. "пенсионеров", давно отживших свой механический век. Но, как утверждает зам. гендиректора ГУП "Мослифт" Анатолий Орлов, могут выйти из строя любые подъёмники, независимо от того, новые или старые, возят жителей элитного дома или старой девятиэтажки. И чаще других - те, которые отработали свой срок. "Например, из тех лифтов, за эксплуатацию которых отвечает наша организация, порядка 17% требуют замены или модернизации". Так почему же не меняют?

Старая песня: денег не хватает

ПО МНЕНИЮ экспертов, основная причина поломок и застреваний - изношенность конструкций. Службы города порой не успевают менять детали по одним и тем же адресам, однако другого выхода нет. Как считает депутат МГД Степан Орлов, "большинство проблем связано с нехваткой средств. В городе становится всё больше многоэтажных домов. Лифт - очень опасный и аварийный вид транспорта. И для того чтобы он функционировал должным образом, необходимы большие финансовые вливания на диагностику и на замену". Лифтовики уверены: во время майского энергокризиса не застряло бы столько людей, если бы машины были оборудованы системами, которые при отключении электроэнергии позволяют кабине доехать до ближайшего этажа, чтобы освободить "заложников". Однако внедрение этих умных систем пока не по карману бюджету.

Второй слабый участок - оборудование ОДС (объединённых диспетчерских служб). Это там по идее сидит бдительный диспетчер. По словам специалистов Ростехнадзора, сегодня оборудование порядка 60% ОДС выработало свой срок, а значит, связь с пассажирами лифта либо неустойчива, либо вовсе отсутствует. И застрявшим больше ничего не остаётся, как звать на помощь ближнего. А зачастую люди пытаются самостоятельно выбраться из кабины, что приводит к несчастным случаям. В общем - сами виноваты...

Новый - значит не работает?

НО ДАВАЙТЕ посмотрим на деньги, которыми оперируют лифтовики. По информации ГУП "Мослифт", ежемесячно жильцы каждого подъезда платят в среднем по 1 тыс. руб. за эксплуатацию и обслуживание подъёмника. Но помимо этого из бюджета города выделяются колоссальные средства. Так, в течение ближайших трёх лет на капремонт лифтов будет потрачено 580 млн. руб. (!), на капремонт ОДС - 243 млн. руб. и ещё 196 млн. руб. на реконструкцию. Разве этого мало? А может, дело совсем в другом? Как устроено лифтовое хозяйство: 93 тыс. подъёмников поделены между более чем двумя сотнями эксплуатирующих организаций. Даже Степан Орлов согласен, что такое количество - перебор, прежде всего в плане качества выполняемой работы. "Многие из этих 200 организаций, которые выиграли конкурс и получили соответствующие лицензии, не способны справиться со своими обязанностями. Грубо говоря, не в состоянии произвести качественный ремонт".

Другой пример. Если со старыми механизмами всё понятно, то сломанные лифты в новостройках - они-то откуда берутся? "Вы знаете, как сегодня сдаются новые дома? - продолжает Анатолий Орлов. - Без внутренней отделки. В результате жильцы вынуждены самостоятельно заниматься отделочными работами. А весь стройматериал перевозится, конечно же, на лифтах. Но стоит, например, рассыпать цемент, как пыль непременно просочится в систему управления, и она даст сбой. Придётся ремонтировать по сути новый лифт". И сейчас власти намерены выделять дополнительные средства на ремонт лифтов в новых домах после заселения. То есть сначала дом построили, потратили деньги на установку новых лифтов, а через пару месяцев выудили из бюджета ещё денег на их ремонт. А разве нельзя сделать так, чтобы никакая цементная пыль не могла вывести из строя механизм? В конце концов, лифт называется ГРУЗОВЫМ и предназначен для перевозки тяжёлых грузов, в том числе и стройматериалов.

Месяц назад столичные власти приняли постановление о мерах по улучшению содержания лифтового хозяйства. В первую очередь силы и средства будут брошены на те лифты, которые работают сверх положенного срока. Но чиновники не обратили внимания на такую нестыковку. Несмотря на разговоры о том, что старение лифтов идёт быстрее, чем их обновление, и если в ближайшее время ничего не изменится, то последствия могут быть катастрофическими, они оставили срок эксплуатации нового лифта 25 лет. Ну а как его обновление может идти быстрее? Учитывая интенсивность и ритм жизни, эта цифра должна быть меньше как минимум в два раза.


КСТАТИ

Отдельный вопрос - действия пассажира в экстренных ситуациях. На Западе, например, на каждом этаже перед лифтом висит табличка, где написано, в каких случаях им не следует пользоваться. В Москве по правилам такая табличка должна находиться либо на первом этаже, либо в кабине лифта. То есть начался в доме пожар, ты садишься в лифт и читаешь, что заходить сюда не следовало. Смех сквозь слёзы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно