КОГДА стены лифта расписаны крепкими словечками, на панели выжжены кнопки, а сладковатый запах режет нос, помогает модернизация. Но это явление плановое, случается с каждым конкретным лифтом в каждом конкретном доме в среднем один раз в несколько лет. Заменить лифт на антивандальный, к сожалению, можно лишь после того, как ему "стукнет" 25 лет. А вот если кабина гремит цепями, ломается в часы пик или часто зависает между этажами, генеральный директор "Мослифта" Анатолий ЗОЛКИН рекомендует звонить в круглосуточную "скорую" по тел. 213-33-08. Такие проблемы московских лифтов решаются быстро, объяснял он нашим читателям, звонившим на прямую линию.
Кто назначил срок
- Я живу в доме 85 по Удальцова. У нас беда с лифтами. Их чинят каждый день! А ведь наш дом новый. Лифту нет и 10 лет.
- В одном из корпусов жители делают ремонт в квартирах и местах общего пользования: лифты работают как строительные подъемники. Когда работы будут закончены, лифты приведут в порядок. Вы живете в другом корпусе? Тогда зайду к вам, посмотрю, что с лифтом. Возможно, у него нужно заменить электродвигатель.
- Когда лифт долго простаивает в нерабочем состоянии, кто виноват - ДЕЗ или "Мослифт"?
- Ответственность коллективная. Если кто-то застрял, то по нормативам освободить пассажира мы должны за полчаса. У многих электромехаников по лифтам на сегодняшний день есть радиотелефоны, это позволяет быстрее доставать людей из кабин. Несложная поломка устраняется в среднем часа за два. С поджогами сложнее: сутки-двое, в зависимости от степени причиненного ущерба.
- Почему лифту отпущен срок в 25 лет?
- Так положено по стандартам на техническое обслуживание. Но его можно и увеличить до 30-35 лет, если нормально за ним "ухаживать". Ведь современный лифт обходится городскому бюджету в 900 тыс. руб. Москвичи же возвращают "копейки": входящая в строчку "техобслуживание" плата за лифт составляет 3 руб. 20 коп.
- Сколько стоит обслуживание на самом деле?
- 100-150 руб. в месяц в зависимости от типа дома. Понимаете, реальные затраты гораздо выше. Более 80% необходимых средств мы получаем в виде дотаций из городского бюджета.
Маньяк из кабинки
- В НЕКОТОРЫХ домах вы устанавливаете антивандальные лифты. По какому принципу выбираете: где установить, где нет?
- Старых лифтов много, примерно 60%. Почти 20% из них подлежат замене. Но все те, которые отслужили свое, меняются на антивандальные. При модернизации старых мы стали устанавливать защитное оборудование на кнопки, делаем непрожигаемые полы и стены кабины, меняем плафоны на те, которые не пострадают ни от механического, ни от температурного воздействия. И устанавливаем видеокамеры. Это приносит результаты. Так в Солнцеве поймали маньяка, который в течение нескольких лет ломал лифты. Еще к ответственности был привлечен пенсионер, по непонятным причинам выводивший из строя механизм закрывания дверей лифта в своем доме. Я считаю, что любой вандализм - это тот же терроризм. Нужен очень строгий закон: поймали вандала, он должен возместить ущерб. В 2003 г. на Белозерской улице в Люблине 17-летний молодой человек поджег 8 лифтов подряд. Одно слово - отморозок. Но из-за таких, как он, уже в этом году произошло 54 поджога на сумму в 20 млн. руб. Хищений и поломок зафиксировано 8,5 тыс. случаев. На последующий ремонт истрачено 17 млн. руб. В последнее время все чаще поднимаю вопрос: запретить принимать от физических лиц промышленный металл. Пускай принимают ложки, кастрюли, бытовой металл. И все. Когда я работал заместителем главы управы "Выхино - Жулебино", мы прикрыли приемные пункты в районе, и хищения сразу прекратились. Восточный округ поддерживает идею. Южный рассматривает этот вопрос. Ведь поймите, воруют наши конкуренты - мелкие фирмы. Снимают приводы, тормозные приборы, срезают алюминиевое обрамление в кабине лифта, кабель с цветным металлом, а также силовой кабель.
- Создание товариществ собственников жилья - тоже антивандальная мера. Вы так не считаете?
- Есть и другие виды борьбы. Один из них - передача капитально отремонтированного лифта на общественную сохранность. Что же касается ТСЖ и ЖСК, к сожалению, лифты горят и там. И с заменой у них проблемы. Ведь удовольствие не из дешевых.
- Трудно собирать деньги на новые лифты?
- Надо набирать не суммы, а ответственность. Знаете, для чего мы ставим зеркала в лифтах? Не только, чтобы человек, когда входит в кабину, смотрел на себя. Есть примета: разобьешь зеркало - разобьешь свою судьбу. И, несмотря на это, зеркала разрисовывают, царапают, бьют - ничего не останавливает. Сегодня 50% денег, которые идут на восстановление от вандальных действий, могли бы пойти на плановые ремонтные работы.
Обслуживание по конкурсу
- "МОСЛИФТ" - не единственная организация, которая обслуживает лифты по Москве. По какому принципу делится территория?
- Принципа закрепления территорий как такового нет, потому что на все работы проводятся конкурсы: на техническое обслуживание раз в 5 лет, на капитальный ремонт, модернизацию и замену - ежегодно. И тот, кто побеждает, обслуживает данную территорию. "Наши" лифты есть во всех округах Москвы. Сейчас обслуживаем 57 тыс. лифтов более 200 модификаций. Но проведение конкурсов - процедура несовершенная. Судите сами, приходит некая компания, дает меньшие гарантийные сроки, чем предусмотрены ГОСТами, и побеждает. А последствия-то ложатся на организацию, которая принимает их лифты в эксплуатацию, - на нас. А у нас с этими конторами разные интересы: для них главное - сдать лифт с минимальной затратой сил и средств, для нас - работать так, чтобы он вообще не ломался. Я неоднократно поднимал вопрос: кто обслуживает, тот и должен устанавливать. Это позволяет организации чувствовать себя экономически стабильно, развиваться и давать реальную гарантию на бесперебойную работу.
- Если вы боитесь конкурентов и хорошо справляетесь со своей работой, то почему сами не побеждаете в конкурсах?
- "Мослифт" не может неоправданно снижать стоимость работ.
- Почему другие могут?
- У них нет общежитий, нет автохозяйства, нет учебных заведений. Я уже приводил пример, что пропадают тормоза и другие механизмы... Часто дешевые работы - это лишь уловка. Что же касается конкуренции, то до начала 90-х мы фактически были монополистами. Но создали на базе нашей организации "МосОтис". Сегодня это мощное производственное объединение. Но кроме нас и их в Москве более 200 организаций. Я не против конкуренции, но не вижу смысла в ежегодном объявлении конкурсов на капитальный ремонт, модернизацию и замену, если существует долгосрочный договор на обслуживание лифтов. Ведь что получается: приходит фирма "Рога и копыта", сбрасывает на все виды работ 15-20% - все радуются, хлопают в ладоши. Фирма делает, мы принимаем. А потом начинается... Вроде все блестит, но не едет. А лифты должны ездить. И возить пассажиров.