Кино начинается с Музея

   
   

ЕДИНСТВЕННОЕ место в Москве, где можно посмотреть современное кино, а также фильмы прошлых лет мирового уровня и всего за 20-30 руб., - это Музей кино. Поэтому основные посетители его залов - молодежь. Они собираются здесь еще и потому, что после сеанса есть возможность пообщаться с единомышленниками, обсудить то, что посмотрел. Небольшие залы, перевод вживую или вообще одни субтитры, никаких громких разговоров по мобильнику во время сеанса, да и фильмы необычные - в других кинотеатрах такие не увидишь.

Контингент

ЕСЛИ лет 10 назад в Музей кино заглядывали только студенты (особенно ВГИКа и других профильных институтов), то сегодня, говоря современным языком, это "очень модное место". Москвичи среднего поколения, которых еще недавно было не оторвать от телевизора, тоже стали посещать музей, может быть, вслед за своими отпрысками. Пожилые граждане приходят редко, преимущественно на старые фильмы. Появились и солидные дяди со спутницами в меховых манто. Изменения в составе публики объясняются, скорее всего, исчезновением у людей снобизма по отношению к старому кино. Расхожее мнение: мол, чем новее, тем лучше, - перестает быть популярным, а программы музея лишний раз доказывают, что лента 40-х или 50-х гг. может быть гораздо современнее только что выпущенного на экраны триллера.

Но Музей кино - это не только старые ленты. По словам директора Наума Клеймана, музей конкурирует сам с собой, потому что одновременно работают 4 зала - имени Чарли Чаплина, Сергея Эйзенштейна, Марлен Дитрих и Сатьяджита Рея. Фильмы демонстрируются в рамках определенного цикла, и зрители могут в течение целого года знакомиться с несколькими направлениями отечественного и зарубежного кино. Постоянно работает несколько клубов, где увиденная лента бурно обсуждается. Вообще уже стало хорошей традицией оставаться после сеанса на обсуждение. Недавно прошла Неделя итальянского кино, и москвичи с удовольствием не только смотрели современные итальянские фильмы, но и беседовали с создателями лент и актерами. Не меньше зрителей было и на показах современного отечественного кино, когда свои работы показывали Соловьев, Шахназаров и Абдрашитов. Мэтры удивлялись набитым под завязку залам и большому желанию молодежи принять участие в обсуждении.

Спасатели без средств

ДИРЕКТОР музея считает, что сейчас качественное, некоммерческое кино пользуется большим успехом: "Но показ фильмов - это лишь часть нашей работы. Мы же не зря называемся музеем. Хотя точнее было бы называть нас спасателями. Многие студии закрываются, реорганизуются, а мы стараемся успеть, пока они не выкинули бесценные рукописи или сценарии. Ведь долгие годы сохранением фондов никто не занимался, а это история кино. Афиши, пленки, все, что имеет хоть какое-нибудь отношение к кинематографу, мы реставрируем и храним".

За 10 лет музей собрал почти 1 млн. единиц хранения. На этом материале учатся студенты (конечно, бесплатно), пишутся книги и исследования. Часто обращаются журналы с просьбой предоставить редкие кадры или фотографии. Безусловно, музею еще далеко до аналогичных учреждений за рубежом. Например, в Германии Музей кино оснащен по последнему слову техники, а у нас нет даже вентиляции, чтобы нормально хранить экспонаты. Может быть, когда музей наконец станет государственным, что-нибудь изменится.

Уже целый год музей находится в подвешенном состоянии, ему никак не присвоят статус государственного. Вроде бы все "за", но то одна бумажка нужна, то другая, а сегодня выходной день, а завтра - праздник. А тут еще такое приятное соседство с Киноцентром. Здание, строившееся специально для Музея кино, теперь почти полностью занято Киноцентром. Музей со своими бесценными фондами, культурными и просветительскими программами живет как семья интеллигентов в коммуналке - за все платит, да еще разные попреки выслушивает. Конечно, по-хорошему нужно бы переезжать. Хоть здание возводилось специально для Музея кино, более дикой конструкции придумать нельзя. Залы на пятом этаже, загадочные лестницы и переходы, единственный (!) лифт, отсутствие помещений для хранения фондов. Но уезжать некуда. Разговоры о предоставлении или строительстве нового здания ведутся, но с таким же успехом, как и разговоры о присвоении государственного статуса.

Смотрите также: