ВНЕКОНКУРСНАЯ программа прошедшего московского фестиваля "АиФ - Другое кино" признана (вместе с программой "8 1/2 фильмов") лучшей среди множества фестивальных программ. Все ее фильмы закуплены и будут показаны на российских экранах. В августе выходит "Итальянский для начинающих" .
МОЖНО сказать, зритель получает подарок. Потому что это - комедия, жанр у нас дефицитный. Причем комедия датская. Она обыгрывает специфический дух этого скандинавского народа, находящегося на краю Европы. И в то же время неслучайно Шекспир выбрал местом действия своей главной пьесы Данию. Рефлексирующий принц Гамлет и мрачный, обдуваемый северными ветрами замок Эльсинор привыкли к заморским гостям, иноземной речи и безусловно ощущают себя частью Европы. Уже гораздо позднее Копенгаген стал резиденцией хиппи, заселивших шумной цыганской толпой знаменитый район под названием Христиания. Это, так сказать, фон, остающийся за кадром.
"Итальянский для начинающих" сделан в канонах ДОГМЫ, запущенной на орбиту и раскрученной несколько лет назад Ларсом фон Триером. Сам знаменитый режиссер давно отошел от придуманных им правил, но заставил режиссеров всего мира искать новую правду в простоте и даже примитивности кинематографического языка. Никаких спецэффектов и особых событий - просто поток жизни, запечатленный подвижной камерой. Но именно при этих сознательных ограничениях становится особенно очевидно, какой режиссер талантлив, а какой нет, кому есть что сказать людям, а кто хочет просто повыпендриваться за счет модного стиля.
Действие фильма режиссера Лоне Шерфиг разворачивается в датской провинции, вдалеке от культурных центров и новомодных движений. Его герои - скромные парикмахерши, учителя, священники - заняты самыми обыденными проблемами: устраивают свою личную жизнь, мучаются с престарелыми родителями, страдают от скуки и алкоголизма. Возможность брать уроки итальянского языка вносит ноту разнообразия в этот замкнутый мирок, который, впрочем, совсем не кажется заунывным. Лоне Шерфиг сделала картину о простых людях и человеческих чувствах, полную теплоты и юмора. И при этом не впала ни в пафос, ни в сентиментальность. Полюбив датских простых людей, мы, глядишь, и друг к другу станем относиться получше.
Ее фильм имел колоссальный успех в Дании и стал популярен в Европе. А еще он вызвал целую лингвистическую эпидемию: после выхода картины тысячи датчан ринулись изучать итальянский. Вот она - сила искусства!