СЕГОДНЯ, сменив ориентиры и отрекшись от соцреализма, мы не имеем "героя", не знаем, на кого равняться и где искать точку опоры. Так уже было. И не один раз. И, как всегда в таких ситуациях, человек в поисках выхода обращается к искусству.
Поэтому так актуальна выставка Московского центра искусств на Неглинке "Здравствуйте, мистер Бурлюк". Знаменитый и одновременно незнакомый художник, один из самых авторитетных представителей авангарда начала ХХ века Давид Бурлюк - культовая фигура своего времени, именовавшийся не иначе, как "отец русского футуризма". Это "левое" формалистическое направление 1910 - 1920 гг., объединяя в себе самые различные тенденции авангардизма, не вылилось в целостную художественную систему. Искусство будущего (так переводится футуризм) ниспровергало искусство традиционное, создавая "современное" в переплетении стилей, приемов и эпох. Заметив, что "каждая эпоха по праву считает себя Ренессансом", Бурлюк сознательно участвовал в культурном возрождении России. Создание нового героя нового времени, расшатывающего "одряхлевший" мир, передано художником в динамике с оптическими эффектами - вибрация движения, деформация фигур, умножение контура, резкие контрасты цветового строя. Жанровые композиции ироничны и колористичны, по холстам гуляют красные кони и зеленые коровы.
В период бурного развития соцреализма русский футуризм, объявивший войну любому реализму, прекратил свое существование уже к концу 20-х гг. Бурлюк, активный деятель литературно-художественной жизни, совершив турне по российской глубинке, отправился на Восток, в Японию, на юг Тихоокеанского побережья и, наконец, перебрался в США, поменяв гражданство. В эмиграции он издавал журнал о русской художественной культуре, писал стихи, прозу, критические статьи.
Как показывает история, разрушение устоев в искусстве не приносит стабильных результатов, скорее это явление временное. Но как ни парадоксально, мощь прорыва в работах Бурлюка импульсирует положительной энергетикой. Это важно, поскольку определяет искренность данного искусства, во многом утраченную современными авангардистами.
Выставка демонстрирует 70 произведений из 17 частных собраний США и России (многое показывается впервые) и продлится до 17 апреля.
Смотрите также:
- "КРУГЛЫЙ СТОЛ". Историческая правда и ее клерикальные фальсификаторы (часть 2) →
- ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ. ЦЕННОСТИ ПОДЛИННЫЕ И МНИМЫЕ →
- Надо рубить "окно" на Восток →