Б. УГАРОВ, президент Академии художеств СССР, народный художник СССР
С КАЖДЫМ ГОДОМ советское искусство завоевывает симпатии все более широкого круга и советских, и зарубежных зрителей своей активной жизненной позицией, гуманизмом, созидательным пафосом, высокой художественностью. Оно действенно противостоит авангардизму, формализму, мотивам ухода от жизненных проблем, пессимизму, которые во все большей степени характеризуют современное искусство Запада.
И это закономерно, потому что главное содержание авангардизма - изобретение все новых и новых приманок для эстетствующей публики, а точнее, для тех, кто покупает подобную продукцию, - по сути своей антихудожественно.
Совершенно иная тенденция лежит в основе искусства социалистического реализма. Социалистическое искусство безраздельно принадлежит народу, оно доступно каждому зрителю - произведения не оседают в закрытых коллекциях меценатов, а выносятся на всеобщее обозрение. Внутрисоюзные и международные выставки - одна из тех трибун, с которых наше изобразительное искусство говорит о времени и о себе.
Только за последнее время открылись новые выставочные залы в Белоруссии, Узбекистане, Литве, Казахстане, Грузии. Стали традицией творческие поездки художников на крупнейшие стройки нашей страны, где совместно трудятся представители многих национальностей.
Сейчас советские художники напряженно готовятся к проведению ответственных Всесоюзных выставок, посвященных 40-летию Великой Победы, XXVII съезду КПСС, 70-летию Великого Октября. Одновременно, оглядываясь на недавно пройденное, мы с удовлетворением отмечаем, что участие советских художников в работе летней школы изобразительных искусств в Воссе (Норвегия), Международной выставке-ярмарке детских книг в Болонье, выставке-конкурсе современной керамики в Фаэнце (Италия), Международном биеннале художественной керамики в Валлорисе, Международной выставке в Париже "Традиции и поиск" принесло нашим мастерам не одну высокую награду и еще раз подтвердило высокий авторитет советского изобразительного искусства во всем мире. Так, на Венецианском биеннале-82 коллекция советского изобразительного искусства побудила буржуазных критиков даже признать, что Западу "предстоит догонять русских художников".
С большим успехом в Тунисе в ноябре минувшего года прошла выставка графики "Образ Родины", в которой участвовали члены нашей Академии художеств О. Верейский, Д. Бисти, А. Кокорин.
Значительно возрос интерес к советскому искусству в Западной Германии. Назову только несколько недавних экспозиций наших мастеров в ФРГ. Советские рисунки и графика демонстрировались в Нюрнберге и Баден-Бадене, 40 живописцев участвовали в традиционной Большой дюссельдорфской выставке. Зрители познакомились с вернисажами художников Д. Жилинского, И. Обросова, Н. Андронова, Н. Егоршиной. В западногерманском городе Штутгарте экспонировалось около 70 работ видного советского художника Т. Нариманбекова.
ПРЕОДОЛЕВАЯ БАРЬЕРЫ
Выступая за рубежом, мы всегда осознаем себя полпредами нашей великой страны, нашей культуры. Не спокойный академичный показ ожидает наши выставки на Западе, а острая идеологическая борьба. Дымной завесой клеветы и нападок на нашу страну, социалистическую культуру хотели бы отделить иные буржуазные идеологи работы советских художников от зарубежного зрителя.
Противники разрядки, и прежде всего американская администрация, пытаются осложнить и отравить международную обстановку. Объектом их нападок является русское и советское искусство. Вспоминается, что четыре года тому назад большая художественная выставка из собрания Эрмитажа, подготовленная по просьбе американских музеев, была запрещена официальным Вашингтоном для показа как... наносящая ущерб национальной безопасности страны.
Однако реальная жизнь не оправдывает надежд буржуазных идеологов. Убедительный пример этому - деятельность Государственного Эрмитажа в области международных научных и культурных контактов. За последние три года отсюда направлено за рубеж 23 выставки. А посетители Эрмитажа, в свою очередь, увидели в его залах произведения мировой классики из 25 музеев мира на 33 Выставках.
Красноречивы и некоторые другие цифры. Ученые Эрмитажа приглашались за это время на 17 международных конгрессов и симпозиумов. 142 специалиста из различных стран мира работали в его фондах и лабораториях. Почти с 200 музеями и научными учреждениями стран всех континентов Эрмитаж ведет обмен своими публикациями.
И наша Академия художеств ставит своей целью всемерное расширение контактов, культурного сотрудничества, играющих важную роль в укреплении взаимопонимания между народами.
16 зарубежных художников являются почетными членами нашей Академии. Среди них: Херлуф Бидструп (Дания), Ренато Гуттузо (Италия), Эндрю Уайес (США), Оскар Нимейер (Бразилия). Мы поддерживаем творческие связи с академиями художеств Испании, Франции, Дании, многих других стран.
С ПОЗИЦИЙ ВЫСОКОЙ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ
Партия призывает нас рассматривать проблемы искусства не изолированно, а в органической взаимосвязи с идеологическими проблемами.
Сегодня перед советским искусством стоит важнейшая задача: утверждение и дальнейшее развитие метода социалистического реализма, который все больше завоевывает признание в мире.
Да, мы - реалисты. Но мы понимаем, что реализм, как, пожалуй, ни одно другое направление в мировом искусстве, требует от художника полнейшей искренности, честности и непоколебимой уверенности в своей правоте. Реализм не застывшая догма, он развивается.
И мы видим пути его развития, которые были завещаны нам великими художниками-реалистами.
Художественный процесс - дело сложное, тонкое. Да и сами художники отмечены разным уровнем таланта. Вот почему порой появляются картины, которые не удовлетворяют нас по своему художественному уровню. Это выражается прежде всего в неумении, а зачастую в нежелании отдельных художников прочувствовать содержание и глубину человеческого образа. Нередко вместо подлинного героя современности предстают некие упрощенные схемы. Следуют ссылки на бешеные темпы XX века, которые якобы объективно подхлестывают художника, заставляя его искать необычные, вернее, не связанные с традициями реалистического искусства, средства выражения.
Спору нет, художник должен чувствовать ритм своего времени, на то он и художник. Но никогда не надо забывать, что есть современность, а что - модные формалистические приемы. Подлинно высокое искусство и мода - понятия несовместимые. И если уж и может быть в искусстве мода, так на глубокие, высокохудожественные произведения. Вот такая мода будет хороша на все сезоны, во все времена.
Безусловно, современное искусство должно быть многообразным, но понятие "реализм" нельзя размывать до беспредельности, выхолащивая его идейное содержание, его политический смысл, который, по определению товарища К. У. Черненко, состоит в предоставленном художнику социализмом великом праве "непосредственно участвовать в строительстве повой жизни, быть строгим судьей всего косного, отжившего, утверждать своим искусством подлинный гуманизм, высокие идеалы социализма".
Вот почему следует решительно выступать против любых попыток, в том числе и со стороны отдельных наших критиков и художников, использовать понятие реализма в качестве универсальной маскировки произведений, сомнительных по своей идейно-художественной направленности.
Ратуя на словах за обогащение представлений о реализме в искусстве, сторонники так называемого "реализма без берегов", защитники стихийного сосуществования всевозможных художественных течений и направлений, по сути, занимаются ревизией тех принципиальных идей строительства социалистической культуры, которые четко и определенно были сформулированы в работах В. И. Ленина, партийных и государственных документах. Верность и жизненность этих идей были доказаны всем ходом развития советской многонациональной культуры, сейчас они подтверждаются и все увеличивающимся международным признанием советской художественной школы.
И мы, художники, архитекторы, искусствоведы, несем полную меру гражданской, и творческой ответственности за успешное развитие советского изобразительного искусства, за боевитость художественной критики, размах и эффективность пропаганды духовных ценностей, за воспитание достойной творческой смены, расширение и углубление культурных связей с прогрессивными зарубежными художественными организациями и деятелями культуры.