ЗА ПОСЛЕДНЕЕ десятилетие к множеству столичных музеев и выставочных залов органично подсоединилось такое изжитое советским прошлым явление, как галерея. Не в виде существующей Третьяковской, а в буржуазном и "мещанско-паразитическом", когда вещи выставляются не столько для осмотра, сколько ДЛЯ ПРОДАЖИ. На сегодняшний день количество галерей в Москве перешагнуло за четыре десятка и будет расти дальше. Но и в нетесных художественных рядах крепнет непримиримое противоречие, которое расчленило поле деятельности галерей на три части. Первая - по причине многочисленности оживает в "декабрях" и базируется в Манеже. Вторая - летний смотр "Арт-Москва" в ЦДХ. Третья - приверженцы классики и традиций, чьи идеалы находятся в лучших музеях мира, но, оказывается, и основам великого наследия сегодня нужны защитники. Междоусобица, как и положено, касается только представителей сторон, но разногласия тем не менее принципиальны.
"Арт-Манеж": большая барахолка?
ПОСЛЕДНИЙ декабрьский "Арт-Манеж 2000" представил более 60 российских и зарубежных галерей, различные художественные стили и направления. Дирекция "Арт-Манежа" свою главную стратегическую задачу не скрывала: "Ярмарка должна закрепить за собой статус мероприятия, где покупать современное искусство - престижно и модно, а продавать - выгодно". Следовательно, зимний слет галерей ориентируется целиком на коммерческий успех. Но каким образом его достигнуть? Очень просто: представить ВСЕ И ВСЯ - от "салона" до актуального искусства, оптимально обеспечивая арт-рынок, а покупатель сам разберется и купит то, что понравится, - как на любой барахолке. Например, если кто плохо разбирается в искусстве, но в состоянии заплатить нешуточную сумму, легко сможет купить грандиозную открытку в позолоченной раме во всю стену или мощную сине-зеленую бабу с подмигивающими лампочками в интересных местах (можно использовать и для освещения апартаментов, и для нагнетания нужной атмосферы - вещь!), или мотоцикл анималистического раскраса.
Конечно, сквозь строй избитых и надоевших своей замшелой претенциозностью "опусов" нет-нет да и выглядывали весьма привлекательные работы. Но за пресыщением и переизбытком сложно распознать качество и ценность. А галерист, пользуясь растерянностью и неосведомленностью клиента, тут как тут со своим меркантильным интересом. Да и само искусство, на примере подавляющего большинства экспонатов "Арт-Манежа", в девяностые годы превратилось в производство, утратив свое предназначение. Словно художники забыли, зачем они нужны. Оттого и воцарилась нагло и безапелляционно попса на троне высокого искусства.
Примечательно, что петербургская Академия изящных искусств прямо на ярмарке распространяла "Открытое письмо Европейского Общества Сохранения Классической Эстетики". В "письме" авторы призывали к возрождению традиционного искусства, исчезающего в потоке контркультуры: "Нельзя путать мастерство художников с умением портных, обшивающих голого короля". Но тихий голос этой когорты галеристов не скоро будет услышан.
"Арт-Москва": чистое искусство?
"АРТ-МОСКВА" под предводительством галерей "Айдан", Марата Гельмана, "XL" следует ориентирам современного актуального искусства и ведет жесткий отбор участников. Эта коалиция признает право на творческое существование лишь за 50 актуальными художниками. Гарантия правильности такого нетерпимого ограничения состоит в том, что престижнейшие мировые арт-ярмарки Берлина и Базеля уже несколько лет не проводятся без участия российских "Айдан" и "XL" галерей. А уровень этих мероприятий обеспечивает весьма серьезный предварительный анализ работы претендентов. Очевидно, проверенная в деле система и легла в основу деятельности "Арт-Москвы" с целью медленно, но верно приблизить ее статус к высокому мировому стандарту. И это вовсе не пресловутое "западнофильство". Последние пять лет в мировом искусстве развивалась тенденция к всеобщему объединению и стиранию любых границ - национальных, географических, психологических... дабы предъявить Вселенной единый продукт человечества, изготовленный из подручных средств безликим и безымянным мастеровым. И наши художники стремятся стать участниками этого процесса. Но количество посадочных мест в космолете давно ограничено.
Так будет ли найдена золотая середина в споре галеристов, чтобы, с одной стороны, защитить искусство от попсы, а с другой - обеспечить современному его выражению достойное место в истории?