Примерное время чтения: 4 минуты
387

Модерн. Югендстиль и сецессион

Мода конца XIX столетия полна новых тенденций, а также повторений сюжетов времен минувших. В 1889 году Француз.ская Республика отмечает столетний юбилей, в честь которого сооружается Эйфелева башня. Поднимается новая волна моды на стиль ампир. В то же время и в одежде, и в архитектуре, и в прикладном искусстве начинают побеждать функциональные элементы.

Многие деятели искусства восприняли бурное развитие индустрии как прямую угрозу ему. К концу XIX столетия, словно в знак протеста против эклектики и массового производства, возникло новое художественное направление - модерн. Его девизом стало создание высококачественных изделий, в том числе удобной и красивой мебели.

Программа художественных групп, объединивших теоретиков, писателей, поэтов, живописцев, архитекторов и графиков, сводилась к призыву создавать произведения искусства целесообразные, оригинальные, логичные по конструкции. Почти одновременно такое движение родилось в Англии, Франции, Германии и Шотландии, приоритет все же принадлежит Мюнхену, где издатель Георг Гирт основал журнал "Ди Югенд", давший название новому немецкому стилю - югендстиль (молодой стиль). Идеологом его был художник Отто Экман, который в оформлении книг, интерьера, мебели, предметов утвари широко использовал текучие плавные линии, повторяющие очертания языков пламени, ниспадающих локонов, вьющихся растений, струящегося дыма.

В Германии появляются объединенные мастерские, которые имели собственные мебельные фабрики в Мюнхене, Бремене, Берлине и Гамбурге. Эти мастерские выполняли работы по проектам своих художников - архитекторов и дизайнеров, а также заказы по проектам, полученным со стороны. Любой человек, собиравшийся построить дом, мог обратиться к ним, проконсультироваться, получить совет относительно архитектуры и внутренней отделки, оборудования и оформления интерьера, вплоть до разработки мебельных образцов. Все здание рассматривалось как единый взаимодействующий организм.

Создается новая функциональная схема жилья. Обособляется группа парадных помещений, в которую включаются гостиная, столовая, кабинет хозяина.

В центре столовой помещают круглый или прямоугольный стол, сервированный фарфором и серебром и украшенный вазами с цветами. В буфете или серванте выставляют красивую посуду и декоративные безделушки. Мебель для столовой производится уже не только с соблюдением определенных художественных принципов, но и с учетом гигиенических требований.

Кабинет сочетает в себе функции рабочего места и места для деловых встреч. Все парадные помещения связывает вестибюль, оборудованный гардеробом или вешалкой для верх.него платья.

В Англии образовалась группа, объединившаяся вокруг Джона Рескина, теоретика нового движения, и Уильяма Морриса, который пытался возродить средневековое ремесло и ручную технику. Его девизом были красота и удобство. Он сделал своим основным принципом борьбу за качество изделий, которые образуют предметную среду жизни. Его сподвижники искали вдохновение в искусстве раннего средневековья. В их работах, будь то мебель или декоративная ткань, видно стремление возродить ручное ремесло вопреки тому, что в мире все более проявлялась тенденция к машинизации и стандартному, серийному производству.

Своим путем шли шотландские архитекторы во главе с Чарльзом Рени Макинтошем. Их работы оказали влияние на декораторов других стран. Самым влиятельным, работоспособным и энергичным был сам Ч.-Р. Макинтош. Свое дарование он вкладывал в архитектуру, живопись, графику, дизайн мебели и ремесло. Склонность к геометрическим композициям обнаруживается в созданных им предметах мебели и архитектурных работах, таких как фасад Школы Искусств в Глазго.

Значительным центром "нового искусства" была Вена, где под руководством Г. Климта и Ж.-М. Ольбриха в 1897 году было создано объединение "Сецессион". Мебель стали украшать интарсиями и инкрустациями из перламутра и слоновой кости по мотивам восточноевропейского искусства.

Зарождающийся модерн в разных странах, как вы заметили, носил разные названия: в Германии - югендстиль (молодой стиль), во Франции, в Париже, - ар нуво (новое искусство), в Австрии - сецессион (отделение, уход).

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно