МОСКОВСКИЕ книжники не любят спортивные мероприятия: как только в столице намечается какое-нибудь состязание, их сразу же выселяют из привычных стен спорткомплекса "Олимпийский" под открытое небо. Получается, одним - всемирные юношеские игры, а другим - ветер и дождь изменчивой московской погоды. Продавцы негодуют. Забыли, наверное, как двадцать лет назад книготорговцев за спекуляции "гоняли" на Кузнецком Мосту, а потом и в Сокольниках, куда они попытались переехать.
Двадцать лет спустя
ПОПЫТКА объединиться была сделана в 1989 г., когда возникла первая книжная ярмарка. Она "поселилась" в кинотеатре "Севастополь", но и там не было покоя, приезжала милиция, и в конце концов продавцы опять остались без крыши над головой. Кочевали бы книжники по разным местам и дальше, если бы в 1992 г. спорткомплекс "Олимпийский" не предложил свои услуги. С того момента ярмарка работала без перебоев, а в стране наблюдался необычайный взлет книгопечатания.
Пока не грянул кризис 1998 г., Ассоциация книгораспространителей (АСКР), ознакомившись с состоянием книжной торговли на 1999 г. в Ярославской, Вологодской и Ивановской областях, выяснила, что в 46 городах не осталось ни одного книжного магазина. Закрыли свои филиалы в России и многие известные издательские и книготорговые зарубежные фирмы, например "Британская энциклопедия", "Дорлинг Киндерсли". Другие - такие, как крупнейшая немецкая компания "Бертельсманн", - значительно сократили инвестиции в российское книгоиздание и книгораспространение.
"Олимпийский" выстоял, но конъюнктура значительно изменилась: книги "легкого жанра" (дешевые сериалы детективной и приключенческой литературы, фантастики и мистики, сентиментальных романов) в десятки раз (по названиям) превышают издания классической и современной художественной литературы и литературы по образованию и науке.
Продавцы
РАБОТАЮЩИХ на ярмарке можно условно разделить на две категории. Это хозяева и продавцы. У хозяина может быть несколько десятков торговых точек, иногда и свое издательство (как правило, небольшое). Именно он определяет, какой литературой выгодно заниматься и чем необходимо насытить рынок. Часто это зависит от пристрастий самого человека: любит он, к примеру, психологию - значит, и книги подбирает соответственно. Почти все хозяева недовольны своим бизнесом - долги, налоговая инспекция, да и администрация комплекса дорого берет за места. Как таковой конкуренции между торговцами нет, скорее существует взаимопомощь и поддержка, они часто обмениваются книгами, если у кого-то не хватает экземпляров. Цены почти у всех одинаковые (разница минимальна), поэтому главным стимулом покупки становится умение продавца убеждать клиента. Почти для всех торговля - основной источник дохода: получают они около 380 руб. в день и работают 5-6 дней в неделю. У многих существует постоянная клиентура на протяжении нескольких лет.
Как считают старожилы "Олимпийского", рано или поздно продается любая книга. Тем более сейчас существует бесплатная справочная служба в комнате милиции, куда дают информацию о наличии тех или иных книг.
Общение с покупателями доставляет продавцам (среди которых есть и университетские профессора, доктора наук и даже один бывший гэрэушник) массу веселых минут. Некоторые просят продать роман Фонвизина "Водоросль" или вергилиевские "Буколики" называют "глаголиками". А то и просто приходят, как в библиотеку, за советом: что бы почитать? Продавец, торгующий эзотерикой, уверен: не надо читать книги, которые продаешь. Несмотря на то, что все люди разные, продавцов объединяет любовь к книгам. Те, кто начинал еще много лет назад, говорят, что это как болезнь, хроническая, которая не лечится. И все было бы здорово, если бы рынок не притягивал разных мастей преступников.
Вокруг покупателей
С КРИМИНАЛЬНЫМИ разборками продавцы сталкивались в самом начале, на сегодняшний день это уже в прошлом. Бизнес приобрел цивилизованные очертания, торговые точки прикрепились к продавцам, а администрация спорткомплекса предоставила так называемую крышу (на уровне РУБОПа). Сейчас у тех, кто работает в "Олимпийском", другие проблемы. Главный бич спорткомплекса - карманники. Узкие проходы между столиками и толкучка - рай для воров. Сами торговцы считают, что это вина хозяев клуба, которые не следят за шириной проходов, да и нумерация столиков находится в страшном беспорядке.
Следующая опасность, с которой сталкиваются продавцы, - воровство книг. Чаще всего воруют женщины. Многие продавцы не обижаются: понимают - книги нужны, а денег нет. Хуже, когда книги крадут пачками. "Работают" обычно три-четыре человека, которые затем тут же эти книги и продают, но гораздо дешевле.
Широко распространилась и нелегальная продажа книг, так называемые доптиражи. В типографии делается дополнительный тираж, и отпечатанные книги поступают на прилавки. Вычислить это практически невозможно, только сам автор может определить "левак". По словам зам. гендиректора ООО "Книжный клуб" (таково официальное название ярмарки) Владимира Зорькина, особенно этим отличаются Тверская и Смоленская типографии.
На Руси издревле ценили книгу, считая ее всеобщим достоянием. Воровство книг не воспринималось как ужасное преступление. Но продавцы "Олимпийского" с этим не согласны. Кстати, кто припрятал библиотеку Ивана Грозного, может, вернете?
Смотрите также:
- Книги должны быть дорогими (мечта издателя) →
- Практическая магия в жизни покупателя →
- ДОВОДЫ ЧИТАТЕЛЕЙ (29.05.1987) →