В "АиФ" N 15 была опубликована беседа с ведущими специалистами МВД СССР, посвященная борьбе со спекуляцией.
Почта редакции показала, что эта статья затронула острую проблему. Наши читатели прислали немало писем, в которых предлагают свои решения проблемы, вскрывают ее новые грани.
НЕДАВНО мне пришлось столкнуться с работой ювелирного комиссионного магазина "Жемчуг". Не магазин - дворец, хотя культура обслуживания на уровне тех же "неблагополучных". Так вот, увидев порядки в магазине, я поняла, что спекулянт - перекупщик может быть спокоен. Его не изжить никогда. Он просто нужен. И эта его нужность запрограммирована.
Посудите сами, благополучный человек дорогую вещь не понесет сдавать, он пойдет ее приобретать. А несут свои сбережения - кольца, часто обручальные, броши и т. д. - те, кто сейчас нуждается в деньгах. В магазине они узнают, что могут только оставить открытку (и притом в определенные часы, а не знал и опоздал - приходи еще раз). По этой открытке ты будешь вызван в магазин в течение года. Тогда отстоишь еще одну очередь, чтобы сдать вещь, ну а дальше - как повезет.
Вот тут-то и всплывает спекулянт - перекупщик. И люди пользуются его грязными услугами, потому что другого выхода просто нет. В скупках, которых тоже мало и там тоже огромные очереди, за вещь платят как за лом, хотя вещь хорошая.
А если наряду с существующими ювелирными комиссионными магазинами создать систему таких комиссионных, в которых шла бы прямая покупка изделий у населения (но не как сейчас, в виде лома, а с учетом красоты изделия, работы, ценности камня и т. д.), с определенной скидкой, которая затем бы восстанавливалась при продаже в этом же магазине в пользу государства, ну и конечно, как всегда, взимались бы комиссионные (процент за риск, как в книжной торговле). Думается, государство было бы не в накладе, люди могли бы в трудную минуту всегда рассчитывать на то, что могут сдать ювелирные изделия. А покупатель мог бы выбрать действительно красивую вещь.
Н. Гордеева, Москва
* * *
МНЕ бы хотелось затронуть не менее актуальную проблему, чем борьба со спекуляцией, хотя она и не входит в поле деятельности МВД СССР. Эта проблема называется странным словом "блат". Ведь "блат" вошел во все сферы нашей жизни. К сожалению, это не преувеличение. У нас, например, даже хорошую книгу в библиотеке не возьмешь без знакомства, не говоря уже о качественных вещах и продуктах.
Предлагаю поднять эту тему на страницах вашей газеты.
С. Слинько, г. Гусиноозерск
* * *
МНЕ кажется, что здесь должны помочь экономические методы. В связи с этим стоит обратить внимание на опыт стран - членов СЭВ. В НРБ, ГДР существует сеть специальных магазинов типа "Люкс" или "Экскьюзит", где продаются дефицитные товары, прежде всего новейшие модели одежды, обуви, радиотовары, косметика и т. д., отечественного и импортного производства. Цена этих изделий устанавливается "рыночным" способом: если есть спрос - цена увеличивается, нет спроса - уменьшается. Обычно цены в таком магазине довольно высокие, но нет очередей и ажиотажа, и всегда нужный модный товар есть в продаже.
Спекулянт не может конкурировать с подобной системой, если, конечно, она достаточно гибкая в смысле предлагаемого уровня и цен "модности" товара. А честный человек предпочтет магазин спекулянту, даже если спекулянт будет предлагать цены ниже, чем в магазине.
Подобные магазины в качестве эксперимента можно было бы открыть у нас. Важно, чтобы директор такого магазина имел возможность и желание самостоятельно осуществлять гибкую политику цен (например, менять их, если нужно, каждый день), чтобы магазин имел достаточный резерв дефицита и сеть подобных магазинов была достаточно большой.
Кстати, подобные магазины могли бы помочь решить еще одну важную задачу - определения истинного спроса и величины потребительской цены на дефицитные на внутреннем рынке товары.
Е. Дудников, Москва