По следам выпитого вина

   
   

ЧТО ТАКОЕ разбитая чашка? Предмет, утративший форму и содержимое, хлам, обреченный на забвение в мусорной корзине. Но только не для настоящего археолога и не для чашки, а точнее амфоры, возраст которой более двух тысяч лет. Музей древних глиняных сосудов, созданный энтузиастом-археологом Андреем Абрамовым, уникален в своем роде (другой подобный находится в Афинах) и известен в кругу специалистов и любителей старины.

Институт археологии на Воробьевых горах - тесное, напоминающее склад и погруженное в таинственный мрак помещение. За едва заметным столом в конце узкого прохода, вдоль которого на бесконечных стеллажах (беспорядочно для непосвященных) разложены керамические осколки, погруженный в изучение картотеки склонился хранитель древностей Андрей Абрамов. Учитель физкультуры по образованию и археолог по призванию, он в течение нескольких десятков лет руководит раскопками в районе Таманского полуострова на Патрее, где находился античный город.

В 1990 г. Андрею Абрамову предложили оформить археологический кабинет для Открытого российского гуманитарного университета. Создали художественную экспозицию, в центре которой были амфоры. Другие находки предусмотрительно исключили из собрания, чтобы избежать судьбы амфор в экспозициях крупных музеев, где древние сосуды теряются в море других предметов.

Не из всех найденных осколков керамики удается восстановить амфору, склейка из осколков - чрезвычайно кропотливое дело, требующее определенного навыка. Подобная работа, между прочим, не финансируется и поддерживается лишь голым энтузиазмом. А между тем амфоры, как фирменная тара центров виноделия, - основной признак при датировке и выяснении принадлежности других предметов, извлекаемых археологами из-под земли и со дна моря материала, так как клейма на амфорах и изображения на монетах и гербах городов часто совпадали. Андрей Абрамов, улыбаясь, заметил в разговоре, что амфоры стал изучать исключительно из честолюбия, поскольку в археологии "если ты знаешь амфоры - ты знаешь все". Так же, как древнерусскую историю можно изучать по храмам, греческую можно объяснять по амфорам, первые образцы которых были созданы финикийцами еще во 2-м тысячелетии до н. э. и, видоизменяясь, дожили до Средних веков. Извлекаемые в настоящее время со дна моря амфоры (амфора в переводе с греческого - сосуд с двумя ручками) в основном использовались для хранения и транспортировки в трюмах кораблей жидкостей, оливкового масла и, конечно же, вина. Объем амфор варьировался от 20 до 40 литров, пустой сосуд весил около 10 кг.

Обычно все обнаруженное в ходе раскопок принадлежит местным музеям, но с амфорами вышло иначе. Керамические осколки, собранные археологами на Патрее, склеить можно было только в Москве, но передать восстановленные амфоры Таманскому музею нельзя, поскольку они не выдержат 1,5 тыс. км обратного пути.

Смотрите также: