Жизнь в стиле метро

   
   

МОСКОВСКОЕ метро похоже на музей, работающий почти круглосуточно, без выходных и перерыва на обед. Оркестр, в полночь оглушающий переход с "Краснопресненской" на "Баррикадную" фугами Баха, торговец полевыми цветами в двадцатиградусный мороз, громадный, неизвестно откуда взявшийся пес с протянутой лапой... Ну а мы, пассажиры?

Влюбленные и гости

В ОТЛИЧИЕ от пуританской Америки у нас еще никто не предлагал запретить целоваться в общественном транспорте. Очарованные парочки наводняют метро ближе к вечеру, и, сколько бы ни толкали их в бока в час пик более прозаично настроенные пассажиры, наши влюбленные ничего не замечают. Но больше всего они любят длинные эскалаторы. Кстати, некоторые московские донжуаны именно там предпочитают знакомиться.

Не менее увлеченными, чем влюбленные, выглядят в метро кроссвордисты. Их азарту и способности концентрироваться можно только позавидовать. Кроссвордистов можно встретить в подземке в любое время суток. По моим наблюдениям, представительниц прекрасного пола среди них больше. Может быть, потому, что женский пол более любопытен...

В тесном вагонном пространстве колоритно смотрятся и гости столицы. Нелепые, словно с "чужого плеча", распахнутые настежь куртки, старомодные шапки и видавшие виды мешки и сумки на пузе, оживленный разговор с милым провинциальным выговором. Они никогда не спят, боясь пропустить нужную станцию, караулят свой невзрачный, но увесистый скарб. Самая "интернациональная" линия метро - конечно, Кольцевая. Поэтому там почти всегда пахнет потом и дешевым одеколоном.

Расписание

МЕТРО - зеркало ритма и социального расклада нашего города. С 8 до 11 утра отправляющиеся в центр поезда штурмует армия готовых к бою горожан. Еще не успел навалиться груз дневных забот, и москвичи пока только серьезны и сосредоточенны. В эти часы в метро читают мало, лишь студенты спешно пролистывают лекции. Кому посчастливится сесть, через несколько минут закрывают глаза, пытаясь украсть у Морфея последние мгновения блаженной утренней дремоты. По-моему, Москва страдает хроническим недосыпом: в метро сейчас умудряются спать даже стоя.

У каждой ветки специфическое пассажирское "лицо". Так, классические пассажиры южных и юго-восточных направлений - служащие "с девяти до пяти" и не шибко удачливые бизнесмены с целлофановыми пакетами вместо кейсов. Поезда красной "университетской" ветки помимо возбужденных, поглощающих что-то всухомятку студентов обычно везут элегантных дам и суровых мужчин профессорского вида. А на центральных станциях ("Маяковская", "Китай-город", "Охотный ряд", "Тургеневская") много "случайной" публики, спустившейся в метро, чтобы проехать две-три станции. Уверенным шагом заходят в вагон солидные чиновники, ухоженные дамочки, за которыми тянется шлейф дорогого парфюма, и обеспеченная молодежь - студенты журфака, РГГУ и других модных вузов.

Ближе к полудню пассажиропоток ослабевает. Все, кто торопился на работу, уже приступили к делам, и те, кто спускается в метро в это время, не особенно спешат. Внимательно изучают карту станций метрополитена, похоже, еще не определившись насчет планов на день. На большинстве направлений (кроме поездов, идущих в сторону станции "Выхино", где час пик круглые сутки) есть свободные места, поэтому, устроившись поудобнее, дамы бальзаковского возраста со смаком вынимают из сумочек "нетленки" в бумажных переплетах. А мужчины впиваются в сложенный вчетверо свежий номер газеты.

С 17.30 до 21.00 ч - самое жаркое время. Москвичи возвращаются со службы, нагруженные сумками и проблемами. При искусственном вагонном свете их лица кажутся еще более усталыми и постаревшими. Но после девяти вечера в метро становится непривычно просторно. На перронную сцену выходят экзальтированные от свалившейся на один вечер свободы тинейджеры, направляющиеся в ночные клубы. Бомжи обычно едут куда-нибудь, лишь бы было тепло. Встречаются и любители "убивать" время, часами катаясь в пустеющем вечернем метро. А некоторые оригиналы предпочитают таким образом готовиться к экзаменам.

Время жизни

В МЕТРО - другое ощущение времени. Если поезда нет больше трех минут, кажется, что он опаздывает уже на час. Но все точно знают, что самое большее на пятой минуте поезд, пусть и переполненный, но обязательно приедет. Восточные мудрецы говорят, что ничто так не успокаивает, как ощущение непрерывности бытия. Мы спускаемся в метро каждый день в одно и то же время, едем по одному и тому же маршруту из года в год. Подземка - одно из самых предсказуемых мест нашего сумасшедшего мегаполиса, и она вносит в нашу жизнь ощущение какой-то метафизической стабильности.

Смотрите также: