В МОСКВЕ, в Гостином дворе, открылся первый в России Музей парфюмерии. Фабрика "Новая заря" вложила в это дело часть прибыли и экспонаты, которые накопились за полтора века. Дополнил экспозицию Государственный исторический музей.
ЧЕМ в нашей жизни был "Тройной одеколон"? Лет 20 назад им пахли все мужчины. Был он не только наружного, но и внутреннего потребления, когда на водку не хватало. А у духов было тоже второе предназначение: ими прижигали прыщи. Но время стирает не только детали, но и запахи: попробуйте-ка вспомнить, как пахнет "Тройной"? Вот и я не вспомнила. И, решив воскресить ароматные воспоминания детства, отправилась в Музей парфюмерии.
Но оказалось, что в Музее парфюмерии не пахнет ничем! Нет, я, конечно, понимаю, что восстановить одеколоны или ароматические зелья прошлых веков - задача нереальная. Но разложить в зале бумажки с запахом "Красной Москвы" или того же "Тройного" возможно. А мне, к примеру, было бы очень интересно узнать, какой аромат у одеколона, выпущенного к юбилею актера Вячеслава Тихонова. Вдруг это запах моей мечты? Но... Все экспонаты красуются в наглухо запечатанных стеклянных витринах. Поэтому, чем на самом деле пах Тихонов, остается лишь домысливать.
Хотя у музея, несомненно, есть достоинства. В двух небольших залах собрано много информации о мире ароматов. Есть вещи и необычные. К примеру, зрительские трубочки ХVIII в. Дамам было положено рыдать при просмотре пьес, где кипели страсти. Но выдать нужное количество слез в нужное время могла не каждая. Поэтому зрительницы подносили к глазам трубочки - хрустальный флакончик с глазком-биноклем посередине и нюхательной солью внутри. Вдохнула резкий аромат и - слезы льются с требуемой интенсивностью. Отдельный зал отведен для фабрики Генриха Брокара, в новой жизни ставшей "Новой зарей". Генрих Брокар изобрел рецепт концентрированных духов, заставил русскую деревню мыться, выпустив мыло по 1 коп. за штуку. Первым стал делать рекламные наборы, куда входили маленькие образчики его продукции (те самые "пробники", в ХХ веке их примут на вооружение парфюмеры всего мира). Судя по дивной красоте флаконов, Брокар работал с лучшими стекольщиками России и Европы.
Заключительная часть экспозиции посвящена собственно "Новой заре". "Тройной" одеколон в огромном флаконе-фляге (по преданию, именно в таком виде "Тройной" поставляли Сталину - это был единственный парфюм, на который нежная кожа "отца народов" не давала аллергии), "Красная Москва", "Олимпийский мишка", духи "Фестивальные", "Злато скифов" - все то, что в эпоху СССР красовалось на полках ГУМа и ЦУМа. Финал - фотография Лужкова, пожимающего руку работницам, и одеколон "Мэр" в трех вариантах. Женщины плачут, мужчины причмокивают, вспоминая "Тройной".
Всю эту красоту я разглядывала в гордом одиночестве (если не считать нескольких смотрительниц). Слишком дорогой входной билет: 50 руб. А когда выходила, несколько человек, узнав стоимость билета, отказались от похода в музей. А жаль. Мне все услышанное и увиденное понравилось. Вот только как пахнет "Тройной" одеколон, я так и не вспомнила.
Смотрите также:
- Предмет второй необходимости от звезды первой величины →
- Колбаса за 2 руб. 20 коп. - это наше все →
- Memento Vivere. Помни о жизни →