МАЛАЯ (детская) Московская железная дорога была открыта в 1937 г. по указанию Лазаря Кагановича. За 64 года существования ММЖД обучение на ней прошли 48 тыс. детей. Срок учебы - пять лет, по окончании выдается свидетельство. Около 65% выпускников поступают в профильные учебные заведения.
СЕЙЧАС на ММЖД учатся и работают 880 детей. В их распоряжении четыре тепловоза, восемь вагонов и три грузовые платформы. За один сезон дорога перевозит до 40 тыс. пассажиров. В четверг, пятницу и субботу выполняется 10 рейсов, в воскресенье - 12. Цена билета в оба конца: для взрослых - 10, для детей - 4 руб.
"СЕГОДНЯ в вагоне N 1 произошла потасовка между главным кондуктором Рыковой и ревизором Соколом. Зачинщиком оказался ревизор". "Стрелочники поста N 2 Ляпин и Тютнев выражались нецензурными словами на вышестоящего работника по службе, т. е. старшего стрелочника Антипова. Он проверял знания техники безопасности и должностных обязанностей стрелочника, которых они не знали, и решили таким образом от него отделаться". "Помощник машиниста Иванов попался на отчетной планерке. Он был без формы и кривлялся. Получил вполне заслуженное замечание".
ВЫ, НАВЕРНОЕ, думаете, что это отрывки из книги "Детский сад на железной дороге"? Вы правы лишь наполовину. Вернее, на четверть. Во-первых, не книга, а самодельная листовка "Молния". Во-вторых, не детский сад и даже не школа, а синтез сразу трех учреждений. На Малой (детской) Московской железной дороге ребята учатся, работают и... дружат друг с другом. ММЖД - это своего рода пионерский лагерь, в котором идет учебно-производственный процесс.
Ленин как министр МПС
В СССР было 50 детских железных дорог. У наследницы Советского Союза матушки-России их осталось 22. Московская, расположенная на территории поселка Кратово под Жуковским, увы, не лучшая из них. Нижегородская, Челябинская, Иркутская находятся в более выигрышном положении. У них иного качества оборудование, отремонтированные помещения, больше персонала. Все зависит от объемов финансирования, которое осуществляют региональные железные дороги: они выделяют детским филиалам столько средств, сколько сочтут нужным. Так, ММЖД числится на балансе Московско-Рязанского отделения МЖД. Казалось бы, не самое бедное подразделение МПС, однако несколько лет назад вставал вопрос о закрытии детской дороги. Слава богу, обошлось.
"Мы пытаемся прививать детям любовь к профессии железнодорожника и хотим вырастить из них порядочных людей", - утверждает начальник ММЖД Марина Козина. Педагогике она уделяет особое внимание. Старшие ребята здесь отвечают за младших. У каждой смены есть свой актив. В лучших традициях советского производства ведется соревнование между сменами: учитываются посещаемость, выпуск "Молний" и стенгазет, замечания и выговоры, внешний вид на планерке, организация культурных мероприятий и т. д. Есть даже переходящий вымпел, который по итогам сезона получает правофланговая смена... Что, передернуло от номенклатурно-застойных ассоциаций? Не волнуйтесь, Ленина здесь штудировать не заставляют. Хрестоматийная троица (Ильич и его немецкие предтечи), между прочим, красуется перед зданием ММЖД в виде бюстов, но ребята понятия не имеют, чьи это головы. "Наверное, главный железнодорожник России и его помощники", - пожимает плечами одна девчушка.
Форма - за свой счет
ДЕТСКАЯ железная дорога - это самая настоящая, но только миниатюрная (ширина колеи - 75 см) рельсовая дорога. Между конечными станциями Юность и Пионерская - 3,8 км. Посередине еще одна остановка - платформа Школьная. Рельсовый путь петляет по лесам, пересекая автомобильные дороги, где стоят будки и шлагбаумы. Все как у взрослых, только должности - от машиниста до кассира - занимают мальчишки и девчонки из Подмосковья. "Детей мы берем начиная с пятого класса, - поясняет Марина Козина. - Наши инструкторы работают с 25 школами. Выезжают, проводят теоретические занятия. А когда в мае начинается сезон практики, дети сами к нам ездят. Как правило, это ребята из ближних городов и поселков - Жуковского, Раменского, Люберец, Быково, Томилино. Но есть и те, кто живет в дальних районах. Им приходится вставать в пять утра, чтобы успеть вовремя на смену".
Денег за работу ребята не получают. Наоборот, еще приходится самим покупать униформу. Рубашка стоит до 190 руб., погоны - 60. Но работают по-настоящему: локомотивы и вагоны только размером поменьше, а правила вождения и обслуживания точь-в-точь, как на "большой" дороге. И пассажиры здесь ездят не только ради развлечения, но и по потребности (из-за перебоев с общественным транспортом, например). Взрослых порой бывает в пять раз больше, чем детей.
Ну а главная проблема ММЖД - отсутствие охраны. Как следствие - вандализм и взломы помещений по ночам. Вокруг территории депо и учебного корпуса давно нет забора. Гипсовые скульптуры из парка растащили или разбили (осталась одна пионерка, да и у той глаза краской вымазаны). По доскам разобрали сцену и скамейки. Проходящие мимо депо пацаны нет-нет да и швырнут камень в стекло вагона. Приходится конфликтовать с местными и во время поездок. Выпьют подростки-пассажиры и начинают задирать контролеров - то значок сорвут, то крепким словом приложат. Иногда до милиции доходит. А четыре года назад кто-то поджег здание станции Юность. "Три раза взламывали здание нашей конторы, крали мелочовку, - вспоминает начальник ММЖД. - Видно, думают, выручка у нас большая. А денег-то нам выделяют только на зарплату, и все. То, что мы зарабатываем на продаже билетов, идет на оплату коммунальных услуг. Краски, ватман для стенгазет - это из своего кармана".
На "большой" железной дороге, как известно, грядет большая реформа. МПС заверяет пассажиров, что все мы от нее только выиграем. Внутри ведомства неизбежно произойдет перераспределение денежных потоков. Хочется, чтобы высокое начальство не забыло при этом о своих маленьких преемниках.