НЕСМОТРЯ на то что наступила осень и количество лесных пожаров сократилось, пожароопасный сезон в Подмосковье еще не завершен. Заканчивается он обычно в начале октября. А пока погода позволяет людям выезжать на природу, леса будут гореть: безалаберности и разгильдяйства нашим "туристам" не занимать. Тем не менее основные итоги жаркого лета 2001 г. уже можно подвести. Итак, площадь, пройденная огнем, составила 20 га. Общее количество лесных пожаров чуть перевалило за 150. Это вполне допустимая норма. С другой стороны, у специалистов вызывает тревогу отсутствие сентябрьских дождей. Это значит, что многие торфяные пожары (а их у нас подавляющее большинство) "уйдут в зиму". Огонь будет тлеть под землей, а выходить на поверхность в самых неожиданных местах.
Начальник отдела охраны и защиты леса Департамента природных ресурсов по Центральному федеральному округу Александр Нечаев: "В регионе проживают более 15 млн. человек. В выходные большинство из них стремится попасть в лес. Конечно, наши работники не в состоянии контролировать всю подведомственную им территорию. Тем не менее к нарушителям мы стараемся принимать меры. Нарушителей в этом году выявили более 2 тыс. Думаю, к концу года их число дойдет до 3 тыс. человек. На штрафах мы заработали 160 тыс. руб. в бюджет".
Нарушитель - это тот, кто, грубо говоря, развел костер в неположенном месте. Им может стать и просто курящий в лесу человек (если рядом есть оборудованный пятачок для курения, а он его игнорирует), а вот выявить виновника пожара гораздо сложнее: для этого надо найти и собрать свидетелей.
Нечаев сетует, что на лесников зачастую пытаются переложить ответственность за нарушения, к которым они не имеют отношения. Например, за тот мусор, который сваливают в т. н. полосе отчуждения работники придорожных кафе и шашлычных. Но главное - нет у нас до сих пор внятной экологической программы. А потому нет и бережного отношения к лесу со стороны горожан. Видимо, если родители не привили ребенку любовь к природе, ей и взяться неоткуда. Значит, эту заботу должно брать на себя государство. "Необходима социальная реклама. К плакатам "Берегите лес от огня!" давно привыкли, на них не обращают внимания, - утверждает Нечаев. - Конечно, самая эффективная реклама - телевизионная. Но не лесникам же заниматься разработкой этих проектов. Насколько я знаю, Министерство природных ресурсов готовило какие-то мероприятия. Одно агентство взялось за разработку проекта, но вопрос уперся в деньги. Речь шла о 16 млн. руб. Где их взять?"
Эффективными могли бы оказаться и устные объявления по всем московским вокзалам с пятницы по воскресенье. Если бы диктор напоминал отъезжающим, что в чистом лесу им будет гораздо приятнее и безопаснее находиться, глядишь, это бы помогло. Но на вокзалах теперь свои рекламные агентства - им тоже деньги нужны. Хотя, если здраво рассудить, Московская железная дорога сама заинтересована в чистоте наших лесов. Ведь изрядное количество мусора и бумажного хлама скапливается вдоль железнодорожного полотна. Если его станет меньше, снизится число пожароопасных и прочих малоприятных ситуаций.