Быть главой МЧС - значит ежедневно расхлебывать последствия капризов природы или чужого разгильдяйства. Сергей ШОЙГУ занимается этим уже 15 лет. Но не только катастрофы заставляют его переживать за Россию.
- БОЛЬШЕ всего раздражает, когда наши граждане выезжают за рубеж и оттуда начинают поливать свою страну. Ну не нравится - уезжайте насовсем! Особенно меня потрясла грязная возня вокруг 9 Мая, прибалтийские спекуляции на тему "приеду - не приеду". Как-то ко мне попал закрытый отчет Минторговли СССР. Выясняются любопытные вещи. В частности, о распределении импорта по союзным республикам. Самая малая доля приходилась на Россию. В Грузию, Армению, Прибалтику шли партии в четыре - семь раз больше. Это касалось всего: и машин, и холодильников, и ширпотреба. А сейчас все забыли, что Россия рассчитывается одна за всех по внешнему долгу Советского Союза. Они не напоминают, а мы - скромные ребята - стесняемся. Мы взвалили эту ношу на плечи своих соотечественников в надежде, что у нас будут хорошие, добрые соседи. Раз этого не получается, может, настало время сказать: давайте "порубим" долги между собой, рассчитывайтесь наравне с нами.
- МЧС само активно помогает зарубежным странам. К примеру, мобильный госпиталь министерства работал в Юго-Восточной Азии. А у нас сколько регионов лишено квалифицированной медпомощи? Кто оценит нашу щедрость? Логичнее было бы сначала поднять свою страну и только потом делать красивые жесты.
- Считаю, это неправильный подход. Страны ЮВА нуждались в помощи, и мы им помогли. За 10 дней работы в Индонезии к российским врачам обратились 729 пострадавших, в т. ч. 333 ребенка. В Шри-Ланке после цунами через руки наших врачей прошло 3,5 тыс. пациентов, каждый третий из которых - ребенок. Россия оказала им помощь на сумму более 9 млн. долл. И впредь будем помогать. Здесь должно присутствовать прежде всего нравственное начало. К сожалению, в последнее время у нас пытаются "монетизировать" это понятие.
- Почему мы не боремся за экономическое присутствие в тех регионах, которым помогаем? После цунами наши спасатели были первыми. Самую черную работу взяли на себя. Американцы пришли на две недели позже, тем не менее заказы на восстановление получили они, а не наши строительные компании.
- Знаете, сколько выделили американцы в помощь этим пострадавшим? Миллиард долларов. Там, где мы выделяем средства, там наши подряды. С теми районами, где работают подразделения МЧС, продолжается сотрудничество. Но если мы начнем путать гуманизм с бизнесом - из этого ничего хорошего не получится.
"Весь мир живет по другому принципу"
- ПОЧЕМУ, имея богатый опыт паводков, из года в год столько сил и средств расходуется на ликвидацию последствий и никак мы не научимся работать на опережение: однажды потратиться на укрепление дамб, принять другие превентивные меры и защитить себя на годы вперед?
- Сейчас пик паводка, но уже ясно, что нынешняя весна отличается от прошлых лет тем, что ущерба и жертв гораздо меньше. Хотя в некоторых местах "запасы" снега превышают норму в 2-2,5 раза. Мы учимся "стелить солому" заранее. Ослабляем лед путем подрыва и пиления. Мы же сотни километров льда распиливаем! Расставляем наши силы на наиболее опасных участках. Это более 200 тыс. человек, находящихся на дежурстве в полевых условиях, большое количество техники и авиации. Такую работу проводим третий год подряд. С опытом приходит результат. Где все же стихия оказывается сильнее, ледовый затор не удается ликвидировать и его выносит на поселок, вертолетами с крыш успеваем снять людей.
- Только на Юге и на Дальнем Востоке 540 бесхозных гидротехнических сооружений. Чиновники на местах за взятки выдают разрешения на строительство в зоне затопления, граждане строят на авось. Не обидно, что спасатели вынуждены проявлять героизм из-за чужого разгильдяйства?
- Дело не в героизме спасателей. Это многослойная болячка. Скажем, 30 лет назад архитектор дал "добро" на строительство объекта в затапливаемой или сейсмоопасной зоне. Искать его бесполезно, значит, отвечает государство. А почему? Весь мир живет по другому принципу: я построил дом, значит, я за него отвечаю. Каким образом? Надо застраховаться! В 2002 году от наводнения на Юге пострадало 37 тыс. домов. По-вашему, государство виновато? Но снесенные дома были построены в опасной зоне, так как все хотели поближе к речке. Строили из саманника (глина с соломой) по "индивидуальному" проекту: сам себе нарисовал и шагами отмерил. И не застраховали. Другими словами, ничего не сделали, чтобы претендовать на компенсацию. А страховая компания оценивает и говорит: "Извините, в таком виде застраховать не можем. Перенесите на горочку и постройте из прочного материала". Они же выплачивают страховку. Если чиновник за вознаграждение дал разрешение на строительство, значит, ущерб нужно вычитать из его зарплаты. И тогда пострадавшим не потребуется судиться ни со страной, ни с правительством. Если каждый начнет отвечать за себя, за своих детей, родителей, мы постепенно придем к цивилизованным отношениям. И сейчас уже хоть и с большим трудом, но "культура безопасности" и у нас прививается.
- Не разделяю вашего оптимизма. Опросила два десятка прохожих, и ни один из них не назвал правильно даже телефон службы спасения. В основном называли американский вариант - 911. Почему в России до сих пор нет универсального легко запоминающегося номера?
- Телефон службы спасения - 01. Сегодня в нашей системе "01" - спасатели и пожарные. Объединение обошлось в 1,4 млрд. руб. Количество звонков выросло на порядок. Преимущества единой диспетчерской службы доказывать не надо. Это экономия средств и, главное, оперативность. Но, чтобы сделать единый номер, надо объединить диспетчерские службы МВД, медиков и т. д. К 2008 году планируется ввести единый номер 112, как в Европе. Это будет общий телефон для всех служб спасения. При этом их функции тоже необходимо оптимизировать. Например, ни в одной стране мира нет такой "скорой помощи", как у нас. Гражданин с температурой 37,2 может вызвать машину и потом возмущаться, что врачи тащились 40 минут. "Скорая помощь" должна приезжать только в экстренных случаях. Допустим, на место ДТП. Взять человека живым и довезти его до больницы. Вот что такое на самом деле "скорая помощь".
- Уроки ОБЖ в школах - не пустая ли трата времени? И учебники, и учителя - в лучшем случае военруки, а в большинстве кто придется - не дают необходимых навыков. Правила поведения в ЧС должны быть "впечатаны" в сознание на уровне инстинкта, как этого добились те же американцы.
- Инстинкт появится. Как делали во время Карибского кризиса в США? Приходили офицеры в классы, проверяли по секундомерам, как ребята заскакивают под парты, как надевают противогазы. Школе ставили оценку. Если не укладывались в норматив, то через неделю проверку повторяли. Не хотелось бы доводить дело до такого абсурда. Представьте себе, что нам больше 120 тысяч педагогов надо было переучить! И переучиваем каждый год по 7-10 тысяч. Разработали учебники с 1-го по 11-й класс. Там есть много, как говорит моя дочь, прикольного, но в новых учебниках по истории забавного не меньше. Мы каждый год организуем по 180-200 школьных летних полевых лагерей. Шесть лет назад создали студенческий спасательный отряд. Теперь студентов-спасателей уже больше 10 тысяч.
"Будем гореть, как все страны"
- ОТШУМЯТ вешние воды - начнется сезон лесных пожаров. Сколько гектаров леса мы теряем от непотушенных костров! Если разъяснительная работа не помогает, почему не ввести такие штрафы для неосторожных любителей шашлыков, чтобы аппетит пропал надолго?
- В этом году уже зарегистрировано 267 очагов пожаров. И будем гореть, как все страны горят. Есть такая "народная забава" - умышленные поджоги. Поджигают, берут древесину по бросовым ценам, а продают за приличные деньги. Чтобы найти сброшенные рога марала или лося, которые в Китае покупают по 500 руб. за килограмм, проще всего поджечь траву. Так же поступают и любители папоротника и черемши, когда ростки начинают проклевываться. Но самая большая беда - сельскохозяйственные поджоги. Люди убеждены, что сожженная трава - это удобрение. В Курган мы вынуждены были стягивать авиацию. И все равно сгорело 385 домов. Пришлось эвакуировать 876 человек. В засушливый период после выходных количество очагов пожаров удваивается из-за непотушенных кострищ и сигарет. Во многих странах за такую халатность предусмотрено жестокое наказание. Но виновника не поймаешь, а если поймаешь, то вину не докажешь. Теперь это забота вновь созданного агентства лесного хозяйства, а наша ответственность - объекты повышенной опасности: железные дороги, линии электропередачи, нефтепроводы...
- Если не будут отвлекать на транспортировку топлива в Корякию...
- К сожалению, в 2005 г. сохранится тенденция роста аварий на коммунальных системах. И в 55% случаев причиной является "человеческий фактор", т. е. нарушения правил эксплуатации и неподготовленность инфраструктуры к зиме. С износом оборудования связано только 30%.
- Где самая опасная точка России?
- Прогнозами природных катастроф сейчас сложно заниматься, учитывая аномальные изменения климата, особенно после событий в Юго-Восточной Азии. Отголоски можно наблюдать на всей планете в виде проливных дождей или снега там, где его никогда не видели. По всем параметрам нас больше всего тревожит Дальневосточный регион. Вероятность техногенных ЧС в 3-6 раз выше, чем в среднем по стране, в Калмыкии, Приморском крае, Свердловской, Читинской и Сахалинской областях.