Примерное время чтения: 7 минут
197

А КАК У НИХ? Финляндия - наш северный сосед

Недавно по приглашению Министерства иностранных дел Финляндии в этой стране побывал главный редактор "АиФ" В. СТАРКОВ. Ему была предоставлена возможность встретиться с премьер-министром Финляндии Харри ХОЛКЕРИ.

ФИНЛЯНДИЯ - наш северный сосед... Эти слова часто встречаются в политическом лексиконе. Но, побывав там, убеждаешься, что и в чисто географическом плане это так: за окном вагона тот же пейзаж, что и у нас, те же леса сменяются полянами, речки - озерами, да и погода как у нас - то сыро, то солнечно.

Только в пейзаже этом есть одна особенность, о которой не принято говорить, хотя в личных разговорах она у всех на устах. Едешь по нашей территории - то тут, то там покосившиеся избушки, какие-то полуразрушенные сараи, кучи металлолома вдоль железнодорожного полотна - печать неухоженности, неуюта...

А буквально через несколько сот метров, по ту сторону границы - асфальтовые дорожки, чистенькие домики, как будто после ремонта, модно одетые люди на мелькающих за окном полустанках, огни реклам.

Почему так происходит? Этот вопрос мучил меня во время поездки по Финляндии, и, признаюсь, я и сейчас не могу найти на него достаточно точного ответа, хотя подспудно он вызревал и во время беседы в финском парламенте, и во время встречи с Х. Холкери.

Правда, разговор начался тоже с достаточно актуального для нас вопроса: работы премьер-министра и правительства.

- Г-н премьер-министр, расскажите, пожалуйста, как протекает ваша повседневная жизнь на этом высоком посту? Скажем, с каким вопросом на этой неделе вам пришлось больше всего, что называется, повозиться?

- Работу финского премьер-министра можно уподобить сеансам одновременной игры в шахматы: все время надо держать в поле внимания несколько игроков, делая время от времени свой ход. Сегодня в парламенте мне предстоит выдержать бой по прогрессивной системе налогообложения.

- Являетесь ли вы членом парламента?

- Нет, так же как и некоторые из членов моего кабинета министров. В последний раз я был членом парламента 10 лет назад.

- Насколько зависите вы в своих решениях как премьер-министр от парламента?

- Мои руки полностью связаны. Только бывший премьер-министр может быть политически независимым.

- Скажите, есть ли у вас в парламенте собственный Ельцин?

- Да. Но мы стараемся никого не обижать и вообще придерживаемся тактики сдержанности.

- Став премьер-министром, вы лишились очень престижного и доходного поста директора Центрального банка.

- Конечно, это так. Но голод мне не угрожает, и за прошедшие 2 года я, к сожалению, прибавил в весе 2 килограмма. Меньше остается времени на мое любимое занятие - спорт.

- Вы, наверное, знаете, что у нас очень остро стоит проблема с жильем. Говорят, что и у вас в этом вопросе далеко не все обстоит так гладко, и все, с кем я здесь встречался, об этом говорили.

- Да, особенно в Хельсинки, где жилищная проблема стоит сегодня остро. Дело в том, что многие хотят жить и работать в столице, где больше рабочих мест, связанных с современной техникой. Квартир же не хватает. Да и уровень цен в связи с нехваткой квартир резко пошел вверх. Мы должны сейчас увеличить строительство жилья. Но и здесь проблема: не хватает рабочих рук, поэтому в первую очередь мы должны построить дома для самих строителей.

- Какие новые идеи в связи с перестройкой в СССР вы хотели бы выдвинуть?

- Что касается политической стороны вопроса, мы удовлетворены ныне действующей системой договоров и соглашений. Мы не собираемся обновлять ту политику, ту основу внешней политики, которую называем линией Паасикиви - Кекконена. Конечно, у нас немало работы в других областях.

С большим интересом мы следим за теми экономическими реформами, которые происходят в СССР. Хотел бы отметить, что именно в этой области финские предприятия занимают особое положение - Советский Союз всегда был и будет в числе первых среди наших торговых партнеров. Конечно, сказывались какие-то временные, конъюнктурные колебания, но факт остается фактом: развитие наших отношений происходит неуклонно, шаг за шагом.

Мы в Финляндии придаем большое значение сотрудничеству с СССР в области культуры. У нас много примеров того, какое благотворное влияние оказал на нас наш восточный сосед в течение последних 100 лет. И наше время открывает все большие каналы для дальнейшего сотрудничества в этой области. Считаю, что главным здесь являются непосредственные контакты между людьми. У нас очень популярны советские артисты, советское изобразительное искусство. Все больший интерес вызывает ваша литература. Я сам с удовольствием читаю книги советских авторов, когда у меня выкраивается время.

- Насколько я знаю, осенью этого года должен состояться визит в вашу страну М. С. Горбачева?

- Да, мы с большой радостью восприняли это сообщение. Визит М. С. Горбачева станет одним из главных событий в жизни Финляндии.

...В финском парламенте была горячая пора: шли дебаты о налогах. Все, с кем пришлось встречаться, в один голос жаловались: львиная доля зарплаты идет на налоги. Но все-таки интерес к событиям в нашей стране столь велик, что, несмотря на занятость, многие парламентарии хотели поговорить с представителем из Советского Союза. Вот наиболее типичные ответы.

- Какова продолжительность вашего рабочего дня?

- С 9 утра до 11.30 вечера. Иногда приходится задерживаться и до утра.

- Простите, а каково ваше материальное положение?

- Я получаю зарплату в размере 15 тыс. финских марок. Тем из депутатов, которые не являются постоянными жителями столицы, помимо зарплаты, выплачивается еще 4 тыс. финских марок в месяц в виде суточных.

- А какие налоги вы платите? Во сколько обходится вам жилье?

- Налоги "съедают" примерно 40%. Трехкомнатная квартира в Хельсинки мне обошлась в 1 млн. финских марок. Кстати, жилье у нас дороже, чем в США. Такая же квартира в Филадельфии, например, стоила бы значительно дешевле.

- А сколько бы вы получали, если бы работали по своей специальности?

- Я обществовед по образованию. И получал бы как минимум раза в 3 больше, чем сейчас.

- Какой из вопросов сегодня волнует вас как депутата больше всего?

- Все увеличивающаяся миграция сельского населения в город. Например, коммуна Салла на севере страны - в Лапландии - в течение 2 лет потеряла 1/3 своего 200-тысячного населения. Свертывается производство, растет безработица, уезжают люди, закрываются школы, магазины. Деревни постепенно приходят в упадок и прекращают свое существование.

- Аналогичная проблема стоит и у нас, и, наверное, еще более остро. В чем причина происходящего?

- "Виновато" перепроизводство в стране сельскохозяйственной продукции, в частности кормов и молока. Правительство вынуждено было пойти на крайние меры: штрафовать за каждый произведенный сверх квоты литр молока или килограмм кормовой свеклы. Чтобы фермеры вообще не забросили свое дело, государство ввело субсидирование тех, кто не перепроизводит продукцию. И тем не менее проблема стоит крайне остро.

- И в чем же вы как парламентарий видите выход?

- Вот одна из возможностей: вы идете нам навстречу в вопросе совместного освоения Кольского полуострова, а мы со своей стороны поможем вам решить продовольственную проблему.

Конечно, кому-то эта идея покажется неосуществимой. Но есть одно обстоятельство - витрины финских овощных магазинов. Уж столько постановлений принято у нас по поводу этих овощей и фруктов! Да вот что-то не хотят они попадать к нам на прилавки. А тут... Несмотря на только недавно начавшуюся весну, есть все - от свежих помидоров и огурцов до малины и персиков. Почему это удается здесь и не получается у нас?

Эти вопросы не давали покоя, вызывали чувство безысходности. И только потом, когда возвращался домой, смотрел через вагонное окно на бесконечные наши поля, покрытые первой зеленью, и думал о предстоящих событиях этой весны, в душе стала просыпаться надежда.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно